ВЫХОД НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 2.


На вопросы отвечает Александр КОНДАКОВ, руководитель группы разработчиков ФГОС.

— Как будет меняться содержание преподавания общественных наук с точки зрения формирования российской гражданской идентичности?

— Курс обществознания в 5–9 классах, на мой взгляд, должен претерпеть довольно серьёзные изменения, стать по-настоящему интегрированным курсом, формирующим гражданскую идентичность подрастающего поколения. Необходимо усиливать межпредметные связи: содержание современного обществознания не может быть изолировано от содержания других гуманитарных дисциплин. С другой стороны, курс обществознания или граждановедения должен быть максимально практикоориентирован и увязан с внеурочной деятельностью. Овладение навыками социальной работы для наших детей — один из важнейших элементов формирования гражданской ответственности. В российской образовательной практике накоплен достаточно большой опыт работы в этом направлении.

— Как оценивать результативность воспитания и социализации учащихся?

— Личностные результаты не подлежат какой-либо персонифицированной оценке. Но при этом нельзя не осознавать, что воспитание — это работа, направленная на личностное развитие. Этот процесс требует педагогической поддержки, а значит, нужен мониторинг динамики личностного развития ребёнка. Результаты подобных мониторинговых исследований должны быть адресно направленными, т.е. готовиться, прежде всего, для родителей и самого ребёнка. И не для выставления оценки «хорошо» или «плохо», а с целью участия в жизни ребёнка, снятия внутренних психологических проблем, ответов на его мировоззренческие вопросы, понимания его ценностных ориентиров. В этот узкий круг адресатов результатов подобных мониторингов входят при необходимости и школьный психолог, и классный руководитель. Учителей обязательно надо этому учить. Это очень важно. Например, в Великобритании личную характеристику ребёнка получает семья и сам ребенок каждые полгода.

Варианты механизмов и критериев проведения подобных мониторингов для начальной школы уже разработаны и предложены в рамках Программы духовно-нравственного развития и воспитания начального образования, подготовленной «Просвещением». Готовится Программа духовно-нравственного развития и воспитания для основной школы. В Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения[1] также даны принципы и методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации.

Кроме того, один из главных показателей результативности воспитательной работы — это уклад школьной жизни, социально-педагогическая среда школы. Уклад школы основан на ценностях, которыми живет её коллектив, и формируется он в результате ежедневного учебного и внеучебного взаимодействия. И конечно, нужно помнить, что и содержание всех учебных дисциплин определяет воспитательные ориентиры и ценностные установки. Образования не бывает без воспитания.

Я думаю, очень важный момент при реализации программ обучения, воспитания и социализации — это понимание поликультурной основы нашего общества. Принцип поликультурности должен составлять основу формирования программ обучения, воспитания и социализации подрастающего поколения. Особенно это важно для национальных территорий, где недостаточное внимание к вопросам поликультурности является источником серьёзных социальных, политических и экономических проблем.

— Каковы требования к проектированию образовательной среды? Чем проектирование отличается от обычных мероприятий, которые в школе проводятся?

— Проектирование развивающей среды школы, прежде всего, основано на принципе её избыточности. Образовательная среда должна быть обеспечена содержательными и материальными ресурсами, необходимыми регламентирующими документами, всем тем, что, функционируя в системе, позволяет реализовывать вариативные программы, обеспечивающие индивидуальный запрос каждого ребенка. На создание такой среды и направлен образовательный стандарт.

— Существуют ли конкретные рекомендации по развитию учебно-исследовательской проектной и информационно-познавательной деятельности для преподавания общественных наук?

— Конкретные рекомендации — предмет серьёзной научной деятельности, анализа и обобщения опыта, который уже наработан в образовательных учреждениях и различного рода образовательных проектах. Это очень ответственная задача, я надеюсь, что в течение ближайшего времени издательство «Просвещение» сможет предложить подобные рекомендации. Уже сейчас много конкретной информации по этому вопросу можно почерпнуть на страницах нашего журнала «Общественные науки».

— Что, с Вашей точки зрения, является конструктивным диалогом? Как будет проверяться умение успешно взаимодействовать, как одна из значимых характеристик современного выпускника?

— Конструктивный диалог — это диалог, который даёт конкретные практические результаты, то есть это не «забалтывание» ситуации, а попытка решения конкретных вопросов и проблемных ситуаций. Это выход на положительный результат. Поэтому обучение детей правилам ведения диалога, приводящего к конкретному результату, а не к абстрактному размышлению, — важная задача системы образования.

[links&resources]

[1] [1] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная
школа. — М.: Просвещение, 2010. — С. 262.