ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 2.


Проектная деятельность сегодня очень популярна в системе образования, особенно в преподавании общественных наук. Но остаются актуальными следующие вопросы: в чём особенность проектирования? Чем проект отличается от других видов деятельности? Каковы основные элементы проекта? Чем один вид проекта отличается от другого? Для ответа на эти вопросы сначала нужно разобраться, что же такое, собственно, «технология проекта».

 
Андрей

ИОФФЕ,

доктор

педагогических

наук,

доцент АПКиППРО

 

 

«Русский человек обыкновенно преодолевает затруднения не путём дальновидного расчёта
и по заранее выработанному плану, а посредством импровизации в последнюю минуту».

И.А. Ильин. «Сущность и своеобразие русской культуры»

Фраза нашего знаменитого соотечественника Ивана Ильина показывает, что в России не сложилось общественной традиции проектного мышления при решении возникающих проблем. Ограничимся констатацией этого факта, потому что рассмотрение причин и истоков этого явления — тема отдельного исследования. Между тем на государственном уровне, в том числе и в требованиях к системе образования, все большую актуальность приобретает необходимость развития технологий проектирования.

Человек может по-разному подходить к своей деятельности. Некоторые вещи он делает по вдохновению — так нередко создаются величайшие произведения поэзии, музыки, живописи. Другие действия совершаются благодаря интуиции, особому предчувствию. Может человек также идти путём проб и ошибок или решая жизненно важные вопросы по мере их поступления. А ещё можно повторять чьи-то действия или просто подчиниться воле другого человека. Каждый из этих способов действий имеет право на существование, но сам человек в таких случаях превращается из свободного творца и самостоятельной личности в кого-то, надеющегося на «откровение свыше»; удачливого игрока, ориентирующегося на своё везение; неутомимого борца за выживание или в безвольного «ведомого». В проектной деятельности человек может в полной мере проявить свою свободу, а проектное мышление помогает ему смотреть на мир не как на необходимость постоянно преодолевать какие-то трудности, а как на поле собственного творчества и реализации осознанных желаний, совместной работы с другими людьми для улучшения жизни, а не временных союзов для выживания во враждебном мире. Любая активность человека или социальных групп, которая основывается на последовательном планировании своих действий с предвидением определённых желаемых результатов, может в той или иной мере считаться проектированием. Проектный подход делает окружающий мир «плодом наших усилий, а не навязанными со стороны жизненными обстоятельствами»[1].

Современный человек всё больше говорит языком проектирования, независимо от того, использует он слово «проект» или нет. С проектами мы встречаемся в научной деятельности, а также в культуре, спорте и других сферах. Мы слышим по телевидению о проекте какой-либо телевизионной передачи, режиссёры, говоря о работе над новым спектаклем или фильмом, используют тот же термин. Таким образом, проектирование явно или скрыто присутствует в нашей повседневной жизни.

Условие существования любой демократии — это наличие граждан, которые обладают умением делать сознательный выбор, умеют критически мыслить, понимают значение права, уважительно относятся к иной точке зрения, умеют анализировать информацию, предоставляемую масс-медиа, способны строить конструктивный диалог с государством, интересуются общественной, политической и экономической сторонами жизни и принимают в ней активное участие. Социальное проектирование не только позволяет интегрировать учебную, внеклассную воспитательную работу и дополнительное образование школьников, но и способствует преодолению комплекса гражданской неполноценности, позволяет каждому человеку почувствовать свою силу и проявить ответственность. Под социальным проектированием понимается деятельность, имеющая значимый социальный эффект, направленная на приобретение качественно нового личного опыта, задуманная и осуществлённая самостоятельно, подразумевающая конструктивное взаимодействие с окружающим социумом, формирующая социальные навыки. Социальное проектирование помогает изменить сложившуюся ситуацию. Оно включает в себя ряд последовательных действий: осознание цели деятельности, принятие проектной задачи и выделение её личностной значимости, концентрацию усилий на выполнение этой задачи, самоорганизацию в распределении своего времени и планировании действий, самоконтроль, умение оценивать собственные решения путём индивидуальной или коллективной рефлексии.

Новый образовательный стандарт ориентирует школу на развитие проектной деятельности. В частности, в разделе I.5 подчёркивается, что «в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся»[2].

Проект («брошенный вперёд» — в пер. с лат.) — уникальное, конкретное, продуманное и спланированное дело, предпринятое для достижения цели и решения проблемы определённым способом, включающее ограничения по срокам и ресурсам, учитывающее возможные риски и изменяющее изначальную ситуацию[3].
Программа — неограниченный во времени набор важных дел, акций, проектов и мероприятий, которые решают разные проблемы в одной или нескольких областях общественной жизни по определённому плану.
Доброе дело — спонтанное действие по оказанию помощи нуждающимся в заботе и поддержке, основанное на личностном (индивидуальном) представлении о нравственном поступке и стремлении делать добро.
Акция или добровольческая работа (волонтёрство) — добровольная и периодически повторяющаяся работа, разовое действие по решению существующей проблемы, может быть как спланированным, так и спонтанным.
Мероприятие — выполнение определённых действий по требованию вышестоящей организации или лиц, исполнение распоряжений и обязательств, требующее отчётности по установленной форме, с преобладанием формального характера работы над содержанием.
Исследование — изучение и анализ явлений окружающей жизни, информации или событий, строящееся по определённому плану, изложенное в логической последовательности по определённой форме (в зависимости от целей и задач), доказывающее или опровергающее гипотезы или утверждения, вносящее предложения и рекомендации.

Разработка и реализация различных проектов напрямую связана с выполнением этих и многих других требований к современной системе образования, которые предъявляются не только государством, но и современной общественной жизнью.

Ориентируясь на новые веяния, многие учебные учреждения и педагоги начинают использовать ставший модным термин «проект» в любой деятельности без исключения. То, что вчера ещё называлось уборкой территории, выпуском стенгазеты, подготовкой учебного реферата, написанием сценария и т. п., сегодня получает гордое звучание «проект». Поэтому видится необходимым обсудить терминологию и понимание происходящих процессов, сосредоточив основное внимание на отличительных чертах проектирования. Помимо проектов, в образовании могут разрабатываться программы, проводиться акции и добровольческая работа, организовываться добрые дела, устраиваться мероприятия, может поддерживаться исследовательская деятельность учащихся. Всё это важные, но несколько отличающиеся друг от друга формы организации деятельности в учебной и внеклассной воспитательной работе. При этом одно не исключает другого: в программе может быть набор разных проектов, добрых дел и мероприятий; в разработке и реализации проекта большую роль играет исследование (существуют исследовательские проекты, в которых данная научная составляющая имеет определяющее значение); акции могут быть построены на каком-то добром деле и т. д. Но есть и определённая специфика, на которую хотелось бы обратить внимание.

Сравнение разных форм деятельности в образовательном процессе позволяет назвать ключевые свойства проекта: продуманность и организованность, последовательность шагов и логичность, наличие конечного результата (определённого продукта), решение определённой проблемы и изменение ситуации через проектирование, оригинальность воплощения и уникальность действий в данных обстоятельствах (проект не может быть сделан по шаблону), ограниченность во времени, акцент на понимание и осознание своих действий (рефлексивный характер), обращение особого внимания на исследовательскую работу (анализ информации), проведение мониторинга и оценивания[см. таблицу «Проектирование: теория и практика»].


Для успешной реализации проекта нужно видеть конечную, а на некоторых этапах работы и промежуточную цель. Чётко ли вы себе представляете, чего вы хотите добиться в итоге? Действительно ли это важно и стоит усилий, которые предполагается затратить? Можете ли вы строго сформулировать проблему, которую надо решить? Готовы ли вы потратить время и силы на то, чтобы сначала детально представить себе предстоящий путь, а потом уже пойти по нему? Без ответов на эти вопросы невозможно заниматься проектированием. Проект — не прыжок в воду без представления о глубине и направлении своего движения. Это, скорее, заранее спланированный и выверенный маршрут, от которого, конечно, могут быть отклонения, но и они делаются для достижения намеченной заранее цели. А само слово проект в дословном переводе с латинского языка означает «брошенный вперед».

Сегодня проектная деятельность в образовании является одним из важнейших элементов учебной и воспитательной работы. Обычно проекты связывают с внеклассной воспитательной работой и системой дополнительного образования. Существует огромное количество классификаций типов проектов: методические, инновационные, исследовательские, обучающие, развивающие, воспитательные, социальные, технические, информационные. В социальном проектировании можно встретить черты различных проектов. В педагогической практике может использоваться, например, инновационный воспитательный проект либо обучающий, развивающий и воспитательный проект и т. д. Проекты могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными. По уровню и масштабу выделяют следующие проекты: международные, межгосударственные, национальные, межрегиональные, региональные, местные, школьные (проект образовательного учреждения), на уровне класса, групповые, индивидуальные.

Основными принципами проектирования в образовании можно назвать мотивированность участия, учёт возрастных, психологических, творческих, региональных особенностей, интеграцию учебной и внеклассной деятельности, системность. Среди ценностей и качеств, приобретению которых может способствовать участие в проектировании, назовём следующие: уважение права, толерантность, готовность к компромиссам в определённых ситуациях, уважение частной жизни, активное участие в общественной жизни (общественная активность), гражданственность, конструктивность, стремление к самообразованию и саморазвитию.

Понятие проект можно определить как цельное представление о комплексной, уникальной, ограниченной во времени деятельности, направленной на достижение определенных целей через осуществление изменений, а проектную деятельность как предвосхищённую деятельность, направленную на достижение определённых целей через осуществление изменений в условиях ограниченности во времени. Из этого следует, что проект имеет ограничение во времени — он не может длиться бесконечно, и его временные рамки устанавливаются заранее, существует направленность на определённую цель (целеполагание). Цель — это предельный осознанный образ предвосхищаемого (желаемого) изменения, достижимого в результате деятельности (максимальный результат изменений).

Что ещё можно считать характерными элементами проекта?

В проекте предполагается исследовательская работа в её разных формах — это могут быть социологические опросы, анализ документов, эксперименты, наблюдения и т. п. Не стоит забывать, что исследование — инструмент для анализа решаемой проблемы, а не самоцель, и желательно, чтобы оно проводилось целенаправленно, системно (а не эпизодически или разово), осознанно (а не спонтанно) и с заранее определённым ожидаемым результатом (а не случайно).

Выделим следующие основные элементы проектной деятельности:

  • целеполагание (определение цели и значимых мотивов участников проекта);
  • исследование сложившейся ситуации и выявление проблем;
  • формулирование ожидаемых результатов (прогнозирование);
  • определённый вариант или способ решения проблемы;
  • постановка задач;
  • планирование деятельности (моделирование);
  • выявление рисков и потенциальных трудностей;
  • определение ресурсов;
  • выполнение намеченного плана (результативность);
  • оценивание (в том числе и промежуточная оценка, внесение необходимых корректив, подведение итогов, соотнесение достигнутых результатов с ожиданиями);
  • рефлексия (анализ собственной деятельности).

По наличию или отсутствию этих элементов легко отличить проектный подход от мероприятия, которое может стать хорошим делом по благоустройству, уборке мусора, помощи нуждающимся. Одной из распространенных ошибок является попытка считать проектом одно или несколько несомненно хороших, полезных, добрых дел.

Следует отметить, что существуют разные подходы к проектной деятельности и проектированию. Не существует правильно установленной последовательности шагов и действий в проекте. Однако при многообразии форм и подходов важным представляется выделение базовых элементов проектной деятельности, присущих в той или иной степени любому проекту образовательного учреждения — будь то проект учащихся или проект взрослых. Всё многообразие элементов проектной деятельности можно структурировать в виде таблицы,

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ[4]

показывающей соотнесение разных уровней проектирования (ценностного, творческого и практического) и разных областей проектной деятельности (целеполагания, проблемы, оценки) с элементами проектирования.

Данное структурирование элементов в определённой степени соответствует другому структурному пониманию этапов проектирования: вводный, основной и заключительный. Если мы посмотрим на вертикальные столбцы, то увидим три области: целеполагания, проблемы и оценки. Из таблицы видно, что цель, задачи и план заданий относятся к области целеполагания. В область проблемы входит сама формулировка решаемой проблемы, выбранный способ решения и конкретное осуществление плана по решению проблемы. Наконец, к области оценки будет относиться анализ ситуации, ожидаемые результаты, промежуточная и окончательная оценка. Это то, что касается вертикальных линий классификации. На горизонтальной плоскости также свои три уровня — ценностный (цель, проблема и оценка ситуации), творческий (задачи, способ решения, ожидаемый результат) и практический (задания, выполнение заданий, оценка результатов). Верхний уровень соотносится с ценностными ориентирами. Вся проектная деятельность является творческой, однако средний уровень в наибольшей степени требует креативного подхода. Нижний уровень относится к непосредственному воплощению задуманного на практическом уровне: составление плана, его осуществление и оценка. Если речь идёт о социальных проектах, то эти уровни и области могут быть превращены в последовательность четырёх шагов деятельности, которые для проектной команды можно сформулировать следующим образом: «Мы выбираем» — «Мы исследуем» — «Мы планируем» — «Мы действуем»[5].

Данное расположение элементов проектирования не задаёт последовательности шагов, даёт свободу творчества для участников проекта — здесь нет жёсткого алгоритма, с чего проект начинается, хотя логика подсказывает движение с верхнего уровня к нижнему, окончание его относится к оценке результатов. Кроме того, оценка результатов завершённого проекта становится в определённой степени анализом изменившейся ситуации и может привести к разработке нового проекта (с той же целью или же с иной)[см. таблицу «Проектирование: теория и практика»].

Что может стать первым этапом проектной деятельности? Здесь вряд ли можно дать однозначный ответ, хотя представляется логичным начинать с анализа и оценки ситуации. С другой стороны, без постановки или, по крайней мере, внутреннего ощущения своей цели трудно провести анализ и выявить проблему. Ключевым звеном первого этапа проектирования является выбор и формулировка проблемы — от этого зависит дальнейшая проектная деятельность. Проблему нельзя сформулировать, не осознавая цели проекта. Для её формулировки стоит ответить на следующие вопросы: кто выиграет в результате продвижения к цели? Кем и как будет проверяться правильность движения к цели? Какого конкретно улучшения следует ждать? Формулировка проблемы может быть выражена следующей формулой: что-то (ситуация) препятствует, противоречит или мешает чему-то (цель). Или: хотелось бы (цель), но существует … (ситуация). Актуальность выбранной социальной проблемы определяется обеспокоенностью общественности, неэффективностью попыток её решения, вниманием СМИ к данной проблеме, соответствием направлениям государственной политики, затрагиванием значимых прав и свобод человека, влиянием на общественную жизнь и поведение людей.

После анализа и оценки ситуации, определения цели и проблемы логично перейти к выбору способа или варианта решения проблемы. Обычно из нескольких возможных вариантов выбирается один оптимальный способ — наиболее реалистичный, эффективный и экономически целесообразный. Этим проект отличается от программы действий. Способ решения проблемы — это ядро, сердцевина проекта, его идея, определяющая тему проекта. Способ решения — возможный или необходимый путь/вариант решения проектной задачи. Часто способ решения влияет на название проекта.

Даже очень хороший вариант решения может оказаться невыполнимым без наличия необходимых ресурсов. Ресурс — полезное или ценное качество или принадлежность сообщества, организации или отдельных людей. Все ресурсы можно разделить на материальные и нематериальные (человеческие): информация, опыт, власть, интеллект и т. п. К материальным относятся деньги (если они необходимы для решения проблемы), инструменты, материалы, помещения, компьютеры, канцелярские принадлежности, книги и др. К нематериальным, или человеческим, — субъекты, помогающие реализации намеченных шагов: учителя, одноклассники, администрация школы, представители местных властей, бизнесмены, общественные организации, представители СМИ, родители с их опытом, образованием, связями.
Существует распространённое заблуждение: для успешной реализации проекта важны только денежные средства — чем их больше, тем лучше для проекта. Между тем практика показывает, что эффективность проекта в первую очередь заключается не в его бюджетной составляющей, а в разнообразии привлекаемых ресурсов, количестве заинтересованных и вовлечённых людей, интересе и энергичности самих участников проекта. Погоня за крупными цифрами в бюджете не должна быть самоцелью участников проекта.

Также непросто определить изменения в общественной жизни, которые могут произойти в результате реализации проекта. Эти изменения связаны с постановкой задач и определением ожидаемых результатов проекта. Следование этапам проектной деятельности позволит выстроить логическую цепочку, чётко понимать, что мы хотим сделать, для чего, каким образом и какие результаты мы надеемся получить. Кембриджский словарь определяет задачу как нечто, что хочется сделать или достичь[6]. Задачи — это направления деятельности, включающие ряд действий, комплекс мер. Когда мы формулируем задачи, мы отвечаем на вопрос: что сделать? В связи с этим задачи чаще всего формулируются в виде глаголов (например, организовать …, исследовать …, подготовить и т. д.). В проектировании задачи могут быть изложены в двух логиках — последовательно (по времени выполнения) или по приоритетности (степень значимости).

В проектной деятельности мало определить цель и сформулировать задачи. Важно представить, какие результаты мы ожидаем получить, поскольку не всегда мы можем спланировать выполнение нашего проекта, если у нас нет видения конечного продукта. Это видение можно представить в общих чертах, однако чем конкретнее будет наше представление, тем лучше. Ожидаемые результаты — предвосхищаемые предметные, качественные и/или ситуационные следствия решения задачи. Они должны быть конкретными, уточняющими формулировку задачи, проверяемыми, связанными с целями и задачами, реалистичными (основанными на имеющихся ресурсах и учитывающими потенциальные риски).

Закончилась разработка проекта. Наступает время его реализации. Практическая часть реализации проекта начинается с разработки детального плана, постановки заданий, определения ответственных и временных рамок, установления форм отчётности и оценки проделанной работы. Нужно определить порядок выполнения намеченных действий и обеспеченность ресурсами на каждом из этапов работы в целом. Разработанный план нужно соотнести с поставленными целью, задачами и ожидаемыми результатами.

Практический план реализации проекта представляет собой взаимозависимые, разнесённые во времени действия (задания), воплощающие способ решения задачи проекта, оперирующие наличными и/или потенциальными ресурсами, включающие в себя механизм оценки (отслеживания, мониторинга) результатов и предполагающие подведение итогов. Переход на практическую стадию проектной деятельности ставит перед участниками ряд вопросов:

  • Когда необходимо начать и закончить выполнение работ? (Определение точных временных рамок проектной деятельности.)
  • Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей?
  • В каком порядке лучше выполнять намеченные действия?
  • Каковы существующие возможности для реализации проекта? (Обеспеченность ресурсами на каждом из этапов работы и в целом — деньги, время, рабочая сила, материалы.)
  • Решает ли разработанный план поставленные задачи? (Связь с творческим уровнем.)
  • Как будет проходить отчетность о выполнении заданий или проделанной работе? (Результативность проектной деятельности и её оценка на каждом из этапов.)
  • Какие соображения по улучшению плана возникли в ходе его разработки? (Рефлексивная часть проектной деятельности.)

Затем происходит персональное распределение заданий между участниками проектной группы, устанавливаются сроки их выполнения, а также отчётность по реализации. Важно, чтобы задание было сформулировано исчерпывающим образом и не допускало двойных толкований, было понятным тому, кто будет его выполнять, соответствовало уровню подготовки и мотивации ответственного за выполнение этого задания. При выполнении заданий не надо забывать об оценивании и при необходимости корректировать план действий. Для этого должны быть чётко установлены формы отчётности по заданиям, их продуктивность и способы контроля. Отметка о выполнении задания должна быть обязательным элементом имеющегося графика работы. При подготовке каждого задания необходимо задать вопрос: каким будет отчёт о выполнении? Таких форм отчётности может быть множество: копия письма, квитанция об отправке телеграммы, регистрационный номер заявления, фотография, роспись, конспект-сценарий, видеосъёмка, аналитический отчёт и т. п.

Среди критериев оценки проектной деятельности могут быть названы следующие:

  • убедительное обоснование актуальности выбранной темы (проблемы);
  • нестандартность и оригинальность решений;
  • научный кругозор и теоретическая грамотность;
  • самостоятельность суждений;
  • общественная (практическая или исследовательская) значимость;
  • организация работы в команде (если проект был групповым);
  • логичность и последовательность;
  • выбор оптимальных методов исследования;
  • обоснованность суждений;
  • грамотность оформления результатов работы по проекту (наглядность, разнообразие представленной информации: таблицы, плакаты, видеоматериалы, компьютерные презентации);
  • успешная реализация проекта, выполнение задач и достижение ожидаемых результатов.


Реализация проекта может иметь самые разнообразные эффекты: обучающий (знание новых теорий, понятий, документов и т. д.), воспитательный (формирование гражданской культуры, преодоление правового нигилизма, развитие социальной активности молодёжи), институциональный (появление в школе новых органов управления), административный (взаимодействие различных участников образовательного процесса, улучшение эффективности управления школой), социальный (улучшение здоровья, формирование толерантности). Все они должны учитываться в ходе оценочной стадии.

Если вы считаете проект успешным, то обратите внимание на информирование общественности о его результатах. Для этого существуют различные пути. Наиболее очевидный — это помещение соответствующей информации в печатные или электронные СМИ, но также было бы неплохо провести и устное выступление, в ходе которого члены команды рассказали бы о своём проекте, о ходе его реализации и достигнутых результатах. При этом важно, чтобы в команде или индивидуально произошло осмысление своей работы, рефлексия по поводу проектной деятельности.

Проектирование в идеале должно быть не разовым мероприятием, а стать системой работы школы. Поэтому итоговая часть проекта призвана акцентировать внимание на характеристике результатов работы. Эта характеристика может быть как количественной (сколько создано законов, проведено дискуссий и рабочих встреч, какое количество людей привлекалось к социологическим исследованиям, сколько потрачено времени, составлено протоколов заседаний, затрачено средств и т. п.), так и качественной (изменилось ли отношение к правилам и законам, активизировалась ли внеклассная воспитательная работа, появился ли общественный резонанс, стали ли отношения внутри сообщества более уважительными и т. п.). Вторая характеристика более субъективна, но представляется не менее важной, чем первая. Здесь могут использоваться и объективные показатели: результаты социологических опросов, интервью, наблюдений.

Оценку проекта могут давать как его разработчики, так и эксперты, учащиеся, педагоги, родители. Отдельно следует обсудить как положительные результаты проекта, так и то, что не получилось или что можно было бы изменить. Для организации обсуждения итогов проектной работы могут быть использованы следующие вопросы:

  • Что изменилось в школе после проведения проекта?
  • Может ли проект иметь дальнейшее продолжение? В каком направлении?
  • Что может быть улучшено и на что обращено больше внимания при проведении проекта в дальнейшем или в других школах?
  • Каковы основные результаты проекта? Как они соотносятся с выдвинутыми ранее целями и задачами, а также ожидаемыми результатами?
  • Насколько высока была активность учащихся?
  • Изменилось ли отношение школьников, учителей, родителей к проблеме?

Следует подчеркнуть, что проектная деятельность, несомненно, важный компонент системы образования. Без проектного мышления невозможно говорить о стабильном общественном развитии и конструктивном решении социальных проблем. Потенциал проектирования в образовании сегодня реализован не полностью. Актуальной задачей остаётся понимание сути проектной деятельности. Подводя итог, хотелось бы привести высказывание Ричарда Баха: «Никто не сможет решить проблемы человека, проблема которого в том, что он не хочет, чтобы его проблемы решились».

Дополнительные инструктивные материалы, практические рекомендации по организации проектной деятельности заинтересованные читатели смогут найти на нашем сайте — «Просвещение. Общественные науки»: www.socialnauki.ru

[links&resources]

[1] Иоффе А.Н. Подготовка учителя к сопровождению процесса гражданского становления школьника. — М.: АПКиППРО, 2010. — С. 97.
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897.
[3] Современный словарь по общественным наукам // Под ред. Данильяна О.Г., Панова Н.И. — М.: Эксмо, 2005. — С. 351.
[4] Беляков Е.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Активная школа. Руководство по развитию школы с использованием проектирования. — М.: Фонд «Сивитас», 2010. — С. 10.
[5] Проект «Гражданин» и Всероссийская акция «Я —гражданин России»: методическое пособие. А.Н. Иоффе, Е.М. Иоффе, Е.М. Беляков, Н.М. Воскресенская, И.Г. Димова, П.Г. Положевец; под ред. П.Г. Положевца. — М.: Издательский дом «Учительская газета», 2012. — 104 с.
[6] www.dictionary.cambridge.org/dictionary/british/?dictCode=british

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА: 5 комментариев

  1. Прочитала статью с огромным интересом. Автор статьи Иоффе Андрей убедительо обосновал необходимость использования проектной методики и формирования проектного мышления в юных гражданах нашей страны. Благодарю автора за статью и желаю новых творческих успехов.
    С уважением, Нина Павловна

  2. Всегда восхищался лекциями и активными формами занятий Андрея Иоффе. Скажите, когда будут курсы повышения квалификации с участием автора? После 2008 и 2009гг утекло много воды, хотелось бы еще поучиться у большого мастера педагогики.

  3. Спасибо за интересный материал. Учебные проекты — тема моего исследования. Хотелось бы подробнее ознакомиться с работами автора.

  4. Добрый день! Очень чётко структурированный материал. Спасибо за высокую информативность. В следующий приезд в АПКРО обязательно попробую попасть на Вашу лекцию лично. С уважением, Макарова И.А.,к.п.н., доцент, зав. кафедрой НО ГОАУ ДПО Амурский областной ИРО, г. Благовещенск Амурской области

Комментарии запрещены.