ИСТОРИЯ ПРИЗВАНА СОЗИДАТЬ ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 2.


О линии УМК «Академический школьный учебник» по курсу «История России» (под редакцией А.Н. Сахарова) для 6–9 классов издательства «Просвещение».

Уже несколько лет издательство «Просвещение» выпускает в свет учебно-методические комплекты по отечественной и всеобщей истории, созданные совместно с Российской Академией Наук и Российской Академией образования, линии «Академический школьный учебник».

Авторы учебников — известные учёные и опытные методисты — подготовили современный учебно-методический комплект по курсам отечественной и всеобщей истории для основной школы.

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта для основной школы привело к значительным изменениям в системе школьного исторического образования.

Школьная история давно уже страдает большим объёмом предлагаемого для изучения материала. Школьник должен обладать недюжинными способностями и хорошей памятью, чтобы освоить весь этот массив.

Объём информации постоянно растёт, поэтому очень важно научить школьников самостоятельно получать информацию, осмыслять её и применять полученные знания в повседневной жизни. Акцент смещается с объяснения учителя на самостоятельную работу с целью получения знаний. Учитель руководит учебным процессом с учётом индивидуальности учеников, уровня их достижений. Уроки истории, помимо образовательной, несут большую воспитательную функцию. Когда-то Цицерон сказал, что история — это не только свидетельница веков, но и учительница жизни. Если современный урок истории поможет в решении этой задачи, можно считать, что вырастет деятельное поколение россиян, которые смогут преобразовывать нашу страну, не повторяя ошибок прошлого.

Гуманитарное знание, понимание мирового исторического процесса, исторического пути России необходимо современному человеку, расширяет его кругозор, помогает конструировать будущее.

Реализация ФГОС основного общего образования будет способствовать модернизации школьного исторического образования, возвращению народу исторической памяти и осознанию национальных ценностей. История призвана созидать, а не разрушать гражданское самосознание и российскую идентичность подрастающего поколения.

Решению этих новых задач исторического образования должны активно способствовать и школьные учебники.

Преимущество курса «История России» под редакцией А.Н. Сахарова состоит в том, что он представляет собой завершённую предметную линию учебников, прошедшую в 2011 году экспертизу РАН и РАО на соответствие ФГОС и включённую в Федеральный перечень учебников.

К предметным линиям учебников разработаны рабочие программы.

Особенности линии

Учебники представленной линии призваны помочь обучающимся осознать ключевые события отечественной истории, важнейшие тенденции развития нашей страны в контексте всемирной истории для полноценного участия во всём многообразии сегодняшней жизни. Особое внимание в учебниках уделяется выявлению и раскрытию многообразных связей исторического прошлого с современной жизнью Российского государства и общества.

Реализации требований ФГОС основного общего образования по истории России, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов способствуют следующие концептуальные, содержательные и методические особенности учебников линии, созданной под руководством А.Н. Сахарова.

Единство подхода к организации структуры и содержания учебников, построению рубрик, методическому аппарату

Помимо основного учебного материала учебники линии включают дополнительный материал, который представлен историко-биографическими очерками о крупнейших личностях российской истории, а также познавательными текстами внутри параграфов. Существенные дополнения даны в подписях к иллюстрациям учебников.

Особую роль играет рубрика «Работаем с документами», содержащая извлечения из исторических документов, которые включают все возможные виды письменных источников (официальные государственные и международные документы, мемуары, политические и историко-художественные тексты).

Образно-художественную информацию содержит иллюстративный ряд учебника, предполагающий знакомство с различными изобразительными источниками изучаемой эпохи: картинами известных художников, фотографиями, плакатами, политическими карикатурами. Учебники снабжены тематическими и обзорными картами, помогающими определить место изучаемых событий во времени и пространстве, а также статистическими таблицами.

Словари в конце параграфов (в 9 классе в конце учебника) содержат используемые в данном курсе термины, раскрывающие их значение.

Особенности работы с учебниками

Авторы учебников обращаются к школьникам в форме открытого диалога с предложениями сформулировать собственную точку зрения, высказать своё мнение, обосновать личностное суждение. Этот приём важен для до-стижения личностных результатов.

Значительная часть вопросов и заданий предполагает коллективное творчество, работу в паре, в учебной группе и классе, участие в социальных проектах. Наиболее значимыми социальными проектами являются: встречи с ветеранами, работа в музеях и библиотеках, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, проектах, творческих вечерах и т. п. Эти формы социальных проектов имеют социальную направленность и способствуют формированию соответствующих компетенций (готовность к работе в команде и др.). Ученики также заранее готовятся к формату итоговой аттестации, преодолевают психологические барьеры перед экзаменом.

Значительное внимание в учебниках уделяется исследовательской деятельности, выполнению индивидуальных и коллективных проектов, требующих самостоятельного решения какой-либо проблемы.

Особенности информационно-образовательной среды учебников

В учебниках данной линии значительное внимание уделяется использованию ресурсов Интернета, формированию соответствующих компетенций школьников, связанных с обработкой информации.

Выполнение многих заданий, работа над проектами предполагают использование современных компьютерных технологий и ресурсов Интернета для поиска нужной информации, её обработки и представления результатов своей исследовательской работы. Поэтому в учебниках даются списки необходимой дополнительной литературы и ресурсов Интернета.

Личностные результаты

С целью достижения личностных результатов в учебниках по истории России для 6–9 классов предлагается система ключевых идей, тем, глав, параграфов, вопросов и заданий. На достижение данных личностных результатов нацелено содержание всех учебников (например, главы и параграфы «Борьба Руси за независимость» (6 класс), «Смутное время начала ХVII в. в России» (7 класс), «Отечественная война 1812 г.» (8 класс), «Советский Союз во Второй мировой войне» (9 класс) и так далее.

В рамках каждого параграфа вопросы и задания образуют целостный методический комплекс, актуализирующий, развивающий и резюмирующий ключевые аспекты новой темы. В своей совокупности вопросы и задания к каждому параграфу помогают учителю организовать личностно значимую познавательную деятельность школьников на преобразующем, творческом и проблемно-поисковом уровнях. Формирование познавательной деятельности происходит на основе текстов и визуальных источников учебника, исторических документов, статистических таблиц, сравнительно-обобщающих хронологических комплексов, карт, словарей и дополнительных информационных ресурсов. Там, где это необходимо, методический аппарат предлагает школьникам развёрнутые инструкции — рекомендации по выполнению и оформлению сложных заданий или выполнению проектов, включая, например, планы анализа или сопоставления текстов учебника (исторических сюжетов, источников), образцы сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, формы представления образных творческих и проектных заданий.

Значительная часть вопросов и заданий всех уровней расширяет информационно-познавательное пространство учебника и подводит школьников к изучению семейной, локальной и региональной истории, что способствует достижению личностных результатов.

Метапредметные образовательные результаты

Важнейшие метапредметные результаты обучения формируются через освоение универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Усвоению учащимися УУД способствуют особенности структуры и содержания представленных учебников, конструкция методического аппарата.

Вопросы и задания, помещённые под рубрикой «Проверяем себя», соответствуют тексту параграфа. В рубрике «Размышляем» предлагаются вопросы и задания повышенной сложности, они предназначены для тех, кто интересуется историей. Такого же рода вопросы и задания предлагаются к некоторым иллюстрациям учебника. Под рубрикой «Работаем с документами» приведены отрывки из подлинных исторических документов. С их помощью школьники смогут овладеть приёмами работы с историческими источниками, понять, как работают учёные-историки, научиться анализировать информацию из источников. К главам учебников даются выводы под рубрикой «Подводим итоги» (для 6–8 классов), а также итоговые вопросы и задания (для 6–9 классов). В разделах «Готовимся к контрольной работе» в конце каждой главы приведены тестовые задания, подобные тем, которые школьникам придётся выполнять в ходе итоговой аттестации.

Предметные образовательные результаты

Предметное содержание представленной линии по курсу «История России» соответствует требованиям ФГОС основного общего образования, целям и задачам курса «История России» как составной части учебного предмета «История», задачам духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, формированию базовых национальных ценностей.

Задачам формирования предметных результатов, «связанных с овладением базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретением опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов», подчинено всё содержание учебников для 6–9 классов.

В учебниках содержатся описания важнейших фактов, событий, явлений, закономерностей истории России с древнейших времён до наших дней. Сквозной линией всех учебников является сопоставление ключевых явлений отечественной и всемирной истории. Содержание учебников опирается на новейшие достижения исторической науки, современные подходы к освещению проблем истории.

Методический аппарат учебников, прежде всего двух-уровневая система вопросов и заданий после параграфов и после глав, также призван реализовывать данные предметные результаты. Вопросы и задания нацелены на овладение комплексом базовых исторических знаний.

Среди предусмотренных ФГОС предметных результатов по истории важнейшее значение для формирования гражданских качеств обучающихся имеет «воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многокофессиональном Российском государстве».

Рассмотрение данных вопросов предусматривается во всех представленных учебниках. Так, большое количество материала о том, как складывалось и развивалось Российское многонациональное государство, содержится в параграфах «Происхождение народов России», «Русь между Востоком и Западом. Формирование многонационального государства» (6 класс), «Многонациональное Российское государство» (7 класс), «Кавказская война» (8 класс) и др. В учебниках раскрывается закономерность образования Российского многонационального государства, положительные и противоречивые стороны данного процесса для всех народов России.

Лариса СОКОЛОВА,
зав. редакцией истории и обществознания
издательства «Просвещение»