УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ


Изменившиеся в начале ХХI века образовательные запросы общества стимулировали дальнейшую трансформацию учебно-методического комплекса (далее — УМК), превратив его в компонент открытой информационно-образовательной среды (далее — ИОС). Понятие «информационно-образовательная среда» относительно новое для российской педагогики, поэтому оно не получило однозначного толкования и характеризуется как открытая система, многокомпонентный комплекс, единое информационно-образовательное пространство, система образовательных ресурсов или педагогическая система.

 

Галина

ПАНЕВИНА,

кандидат педагогических наук,

доцент Хабаровского

краевого Института

развития образования (ХК ИРО)

 

На основе анализа научных идей ряда ведущих ученых (Е.С. Полат, В.А. Ясвин и др.) мы пришли к выводу, что понятие «информационно-образовательная среда» можно толковать как часть информационного и образовательного пространства, созданную на общей методологической основе, с использованием информационно-коммуникационных технологий в целях содействия становлению личности школьника в условиях современного мира.

Модель УМК на схеме 1 отражает его трехкомпонентный состав: нормативный, учебный и методический компоненты, и его трехуровневую структуру: инвариантное ядро и вариативные оболочки (схема 1).

Отличительной особенностью данной модели является ее информационная избыточность, открытость и мобильность в условиях динамично развивающегося мира, ориентированность на вызовы информационного общества, особенности региональных систем образования и индивидуальные потребности личности школьников. Эти принципы реализуются с помощью вариативных оболочек УМК, способных быстро реагировать на изменения в информационном и образовательном пространствах. В то же время ядро модели позволяет устоять «фундаменту» УМК при обновлении его оболочек.

Учебно-методический комплекс представляет собой сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Традиционное линейное взаимодействие между отдельными элементами внутри ядра или внутри каждой оболочки (например, учебник — рабочая тетрадь; учебник — книга для учителя и т.п.) в современном УМК дополняется радиальными связями с элементами вспомогательных и дополнительных ресурсов (например, рабочая программа — учебник — развивающие дидактические игры — интернет-ресурсы).

На основе этих связей возможно создание качественно новых продуктов. Учителя и методисты могут, например, соединять разные виды средств и источников, входящие в УМК, для разработки проблемно-тематических кейсов, документально-методических комплексов, рабочих листов и т.п., а школьники — становиться авторами персональных портфолио, информационных, творческих и исследовательских проектов.

Таким образом, современные УМК — это многокомпонентные образовательные конструкции, которые представляют школьникам возможность изучать разные учебные предметы в едином информационном поле, осваивать информационно-коммуникативные умения. Они также меняют роль и функции учителя: от носителя и транслятора информации — к организатору ИОС и учебной деятельности, и учащихся: от пассивного слушателя — к активному исследователю.

Рассмотрим структуру и содержание современных УМК более подробно.

Первый компонент УМК — нормативный — определяет цели и содержание образования с учетом запросов общества, государства и личности, а также уровня кадрового и материально-технического обеспечения общеобразовательных учреждений.

Элементы нормативного компонента имеют различную степень значимости в зависимости от их расположения: в ядре или в вариативных оболочках УМК. К основным элементам относятся концепции учебных предметов и курсов, примерные и рабочие программы. Вспомогательные ресурсы включают методические указания и рекомендации по реализации рабочих программ. К дополнительным ресурсам относятся программы углубленного обучения, элективных курсов, информационные письма, обеспечивающие вариативность УМК на региональном и локальном уровнях (схема 2).

Концепция предмета или курса задает целевые установки, описывает содержательное наполнение и структурное распределение учебного материала, определяет учебные достижения и характер взаимодействия элементов УМК. Первые концепции предметного школьного образования появились уже в 1990-е гг., в период перестройки школьного образования и разработки первых вариантов стандартов; они отражали в большей степени различия во взглядах на школьное образование педагогических школ, творческих лабораторий, авторских коллективов.

Сегодня концепция может предопределить разработку каждого компонента УМК: как составной части единого комплекса. Именно эта функция обеспечивает комплексный характер всему УМК на уровне его разработки и использования.

В основании любого учебного предмета и курса лежит образовательная (учебная) программа, разработанная в соответствии с требованиями стандарта и концепцией.

Программы базовых курсов относятся к основным элементам нормативного компонента УМК. А программы элективных и факультативных курсов — к дополнительным ресурсам. К вспомогательным — указания и рекомендации, которые помогают педагогам придерживаться заданных в концепции направлений.

Для того чтобы перейти от общего представления об учебном предмете или курсе к конкретной методической системе, необходимо в полном соответствии с концепцией подготовить программу. Она, таким образом, становится связующим звеном между педагогической теорией и образовательным процессом. Рассматривая программу как этап воплощения теоретической концепции в нормах учебной деятельности, можно выделить присущие ей функции:

а) по отношению к предшествующей научно-теоретической деятельности в методике — связующую и опосредующую;

б) по отношению к проектируемым средствам обучения — целеполагающую и координирующую;

в) по отношению к педагогической действительности — регулирующую и директивную.

Структура учебной программы за последние годы претерпела значительные изменения. Традиционная программа с трехкомпонентным составом (пояснительная записка, содержание, требования к уровню подготовки учащихся) в условиях перехода на ФГОС общего образования трансформировалась в программно-методические сборники, которые могут включать в себя тематическое планирование, список литературы, тематику творческих и исследовательских работ, дискуссий, деловых игр, обобщающих уроков, конференций, дидактические материалы и примерные вопросы к итоговой аттестации школьников.

Указания и рекомендации по реализации рабочих программ являются не только методическим, но отчасти и нормативным инструментом, регламентирующим порядок работы с рабочей программой; они содержат материалы, которые не «успевают» войти в программы. Это позволяет, не изменяя саму программу, модифицировать ее разделы, внести необходимые дополнения в связи с изменениями в ИОС и условиями конкретного общеобразовательного учреждения.

Нормативный компонент сконструирован на принципах ведущей роли, согласованности и взаимодействия с другими компонентами УМК, обеспечивающих целостность и креативность всей конструкции.

Второй компонент УМК — учебный — направлен на реализацию системно-интегративной функции УМК и отвечает за содержательное наполнение предмета или курсов, включает учебные пособия и материалы, необходимые для освоения программы на базовом или углубленном уровнях (схема 3).

Основными элементами учебного компонента являются учебники и учебные пособия, рабочие тетради на печатной основе, задачники, атласы, контурные карты, хрестоматии, электронные приложения. К вспомогательным ресурсам относятся словари, справочники, книги для чтения, учебно-наглядные пособия, видеофильмы и Интернет-ресурсы, созданные в образовательных целях. Дополнительные ресурсы составляют энциклопедии, научно-популярная литература, коллекции видео- и фотоматериалов, развивающие игры. Организация взаимодействия учебных пособий внутри УМК — одна из задач учебного компонента, которая решается с помощью ссылок в учебнике (например, на хрестоматию, рабочую тетрадь, атлас, и наоборот), а также через систему познавательных заданий.

Центральное место в учебном компоненте УМК занимает учебник (иногда учебное пособие). Под «учебником» традиционно понимается книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленными программой и требованиями дидактики.

Еще в 1990-е гг. автор учебников географии В.П. Максаковский составил портрет учебника нового поколения. По его мнению, такой учебник должен быть:

1) основан на принципе научности и рисовать в своей области знаний широкую научную картину мира, отражающую иерархию, соподчинение: законов и закономерностей, научных теорий, научных концепций, научных гипотез, научных понятий, научных терминов;

2) ориентирован на фундаментальные знания, которые служат первоосновой непрерывного образования, формирования практических навыков и умений;

3) основан на широком применении типологического подхода (типология процессов, явлений и объектов);

4) нацелен на самостоятельное добывание школьниками знаний, развитие у них творческого, а не репродуктивного мышления (поэтому в нем не должно быть традиционных практических работ, ибо постоянное добывание знаний — это и есть одна перманентная практическая работа; учитель при работе с таким учебником выступает в качестве руководителя самостоятельной работы школьников по добыванию знаний);

5) ориентирован не на некую усредненную личность ученика, а обеспечивать необходимый дифференцированный подход — как в основном тексте, так и в системе заданий (учебник должен иметь два или три плана);

6) основан на широком (с учетом возраста школьников) использовании возможностей проблемного изложения материала, проблемного подхода, раскрывать борьбу научных идей;

7) направлен на ликвидацию нынешней диспропорции между научностью и доступностью[1].

Современные образовательные реалии внесли коррективы в этот «портрет» учебника и пополнили его новыми признаками-функциями:

1) организация исследовательской, проблемной, творческой, практической деятельности школьников;

2) сбалансированность теоретических знаний и прагматических подходов к их усвоению (метод проектов);

3) интегрированность знаний, позволяющая решать проблемы окружающей действительности;

4) коммуникативность, предполагающая рассмотрение всего обучения в ракурсе психологии общения[2].

Сегодня учебник нового поколения позиционируется, в первую очередь, как основа формирования навыков самообразования, инструмент организации активной познавательной деятельности учащихся, средство демонстрации применения новых технологий, которые мотивируют школьника на обновление знаний в соответствии со своими потребностями. Учебник будущего — это система дифференцированных заданий по поиску, анализу и обобщению учебной информации, представленной в различной форме (текстовой, иллюстративной, графической, статистической и др.) на различных носителях (печатных, электронных).

По мнению А.В. Хуторского, учебник — это комплексная информационно-деятельностная модель образовательного процесса, происходящего в рамках соответствующей дидактической системы и включающего необходимые условия для его осуществления[3].

Учебник нового поколения трансформируется в новую конструкцию (модульный, электронный учебник и т. д.), обеспечивающую ему более успешное решение задач, поставленных перед школой в условиях открытой информационной среды. Например, в модульном учебнике каждый блок содержания представлен по минимуму, а в специальных приложениях дан расширенный и углубленный учебный материал. Возможности электронного учебника состоят в расширении информационного поля ученика, организации диалога, внедрении системы тренингов и контроля, подвижности информации: перемещения, компоновка, моделирование и пр.

Вторым элементом учебного компонента УМК является рабочая тетрадь на печатной основе, под которой понимается разновидность учебного пособия с заданиями для самостоятельной работы в ней учащихся. Тетрадь выполняет функции управления самостоятельной деятельностью, методической помощи в формировании учебных умений и навыков, интеграции элементов УМК (в первую очередь: программа — учебник — тетрадь).

Анализ содержания рабочих тетрадей на печатной основе позволил нам сделать вывод о наличии нескольких типов их конструкций и функционального назначения.

Первый тип — это комплексная (многофункциональная) тетрадь с традиционным набором вопросов и заданий разного уровня сложности, на закрепление полученных на уроке знаний, отработку практических умений (через практические работы, построение схем, картосхем, заполнение контурных карт, таблиц и т.д.), проверку знаний по темам. Использовать предложенные задания рекомендуется как на уроках, так и во внеурочное время. Задания в тетради позволяют учителю значительно расширить самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации, удовлетворять индивидуальные познавательные интересы и развивать творческие способности школьников.

Второй тип — специализированная тетрадь, предназначенная для выполнения определенной функции, например, тетрадь-практикум для формирования и отработки практических умений, тетрадь-тренажер для закрепления полученных знаний и умений и развития опыта творческой деятельности, тетрадь-контролер для проверки теоретических знаний и практических умений.

Еще одним типом рабочих тетрадей на печатной основе, широко распространенным в регионах, являются тетради-практикумы, которые представляют собой систему практических и самостоятельных работ, в том числе творческого и занимательного характера. Они содержат планы для описания или характеристики локальных объектов, проведения практикумов и проектов на местности, в региональных архивах, музеях и т.д.

Не менее популярным является такой тип рабочих тетрадей на печатной основе как тетрадь-контролёр или тетрадь-экзаменатор. Основная функция — проверка уровня усвоения изученного содержания и практических умений, которая реализуется через систему тематических и итоговых контрольных и проверочных работ, как в тестах, так и с помощью открытых заданий.

Комбинированная рабочая тетрадь выполняет одновременно функции тренажера и контролёра.

Наличие нескольких типов рабочих тетрадей в одном УМК позволяет учителю осуществлять деятельностный подход в обучении.

В учебном компоненте УМК появились электронные тренажеры, специальные цифровые издания, позволяющие учить школьников выполнять действия, необходимые для формирования специальных и метапредметных умений с помощью информационно-компьютерных технологий.
Как дополнение к учебнику в учебный компонент входит также хрестоматия (книга для чтения). Хрестоматией (от греч. «полезный» и «учиться») традиционно называется учебная книга, представляющая собой сборник системно подобранных материалов по какой-либо отрасли знания — художественных, мемуарных, научных, публицистических произведений или отрывков из них, а также различных документов. Как правило, материалы подбираются в соответствии с целями учебного предмета. Содержание хрестоматии предназначено, в первую очередь, для самостоятельного расширения кругозора школьников, индивидуальных заданий, подготовки рефератов, сообщений на конференциях, предметных вечерах, неделях, заседаниях кружка, для повторения при подготовке к зачетам и контрольным работам, экзаменам. Все это помогает осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Анализ хрестоматий и книг для чтения позволил нам выделить несколько типов пособий данного типа. Первый тип хрестоматий — своеобразное художественно-литературное дополнение к учебнику. Хрестоматии по курсам истории включают, главным образом, исторические источники. Наиболее распространенным типом хрестоматий являются краткие научно-популярные очерки. В них представлены выдержки из научных работ и справочных изданий, поэтому авторы рекомендуют одни статьи использовать для чтения в классе с последующим обсуждением, другие — для домашней работы при подготовке опережающих заданий, а третьи — для составления тезисных конспектов, систематизирующих таблиц и других видов преобразования информационных текстов.

Третий тип хрестоматии — соединение ее с учебным пособием, что нашло свое отражение в УМК для коррекционного обучения.

Объединение в одном издании сразу двух пособий, обязательного и дополнительного материала, позволяет не только сделать хрестоматию столь же доступной, как учебное пособие, но и организовать с ее помощью самостоятельную работу школьников во внеурочное время.
Значение хрестоматии (отчасти и книги для чтения) определяется возможностью познакомить школьников с разными видами текстов (научного, публицистического изложения материала) и научить различать их, а также овладеть новыми приемами работы с неадаптированными текстами. Хрестоматии, как впрочем, и другие современные учебные пособия, тоже имеют свои электронные модификации для курсов истории, литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства, музыки и т. д.

Самыми распространенными вспомогательными элементами учебного компонента УМК являются дидактические материалы, содержащие исходную информацию в самых разных видах (карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, модели и т. п.), на основе которой учащиеся конструктивно работают над учебными и игровыми задачами. Дидактические материалы бывают демонстрационными и раздаточными, поскольку рассчитаны на непосредственную работу с ними самих школьников на самых разных этапах обучения: при изучении и закреплении нового учебного материала, для самоконтроля и т.д.

Современные дидактические материалы делятся на:

  • дополнительные (справочные) материалы (учебные материалы, которые сопровождаются информационными текстами, рисунками, таблицами и заданиями для работы с ними);
  • сборники задач и упражнений (сопровождаются ответами, позволяющими получить дополнительную информацию);
  • задачники с занимательными вопросами (позволяют организовать конструктивную работу школьников по решению учебной или игровой задачи);
  • практикумы для внеклассной работы (ориентированы на организацию самостоятельной исследовательской деятельности школьников);
  • справочники и определители (использованы в качестве источников дополнительной информации, позволяющей систематизировать, анализировать объекты и явления, осуществлять оценку и прогноз).

Как элемент УМК нового поколения дидактические материалы не просто прошли оцифровку и стали электронными, но включают в себя раздел «Разработка учебных материалов», который помогает учителю разрабатывать собственные учебные материалы.

Кроме этого, в учебном компоненте УМК можно выделить группу дополнительных ресурсов, к которым относятся энциклопедии, художественная и научно-популярная литература, развивающие игры, пособия для поступающих в вузы, Интернет-курсы, коллекции видео- и фотоматериалов, натуральные объекты, экспонаты музеев, материалы СМИ (ТВ, газеты, журналы и др.).

Дополнительные и вспомогательные ресурсы учебного компонента должны соотноситься с программой и концепцией (нормативный компонент).
В свою очередь, учебный компонент тесно связан не только с концепций и программой, но и с методическим компонентом УМК. В настоящее время методический компонент, как правило, выполняет регулятивную и прогностическую функции УМК. Элементы этой системы должны быть не только органически связаны между собой, но и «работать» на комплексное объединение всех ресурсов ИОС (схема 4).

В методический компонент УМК входят основные элементы (методические пособия, методические рекомендации к отдельным курсам, методические рекомендации по отдельным направлениям работы, дидактические материалы, технологические карты, задания для проверочных работ); вспомогательные ресурсы (видеоуроки, электронные презентации к урокам, материалы из опыта работы); дополнительные ресурсы (краеведческие очерки, сайты, видеозаписи лекций, учебные и методические пособия региональных вузов, региональные журналы).

Основным элементом методического компонента УМК является методическое пособие. В соответствии с поставленной целью и определенными условиями оно предлагает учителям рекомендации по изучению курса на обязательных или факультативных занятиях, на базовом или углубленном уровне и т.п. В состав большинства пособий включаются тематическое планирование, рекомендации к отдельным урокам, справочные и занимательные материалы. Это самые важные материалы, обеспечивающие методическую поддержку педагога.

В состав некоторых методических пособий включаются также дидактические материалы, список литературы, словарь. Дидактические материалы представлены разнопланово: в одних случаях это занимательные игры, вопросы викторины, опорные логические схемы, картосхемы, дидактические игры и кроссворды, в других — рекомендуемые формы организации обучения, карточки с заданиями разного уровня сложности.
Разнообразно и наполнение методического пособия рекомендациями по внеклассной работе: викторины, игры, вечера, экскурсии, планы экскурсий в природу, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, вопросы интеллектуального калейдоскопа и т.п.

В отдельных пособиях освещаются общие вопросы методики изучения школьного предмета, характеризуются методы и приемы обучения, большое внимание придается описанию современных форм и средств обучения. Дополнительно к традиционным курсовым методическим пособиям стали издаваться пособия, освещающие опыт работы передовых учителей.

Таким образом, можно говорить о трех типах методических пособий:

1) пособия с методическими советами (рекомендациями) по преподаванию курса, чаще всего подготовленные авторами учебников;

2) пособия «из опыта работы» учителей, результаты апробаций, рекомендации авторов по работе с учебным пособием;

3) комбинированные методические пособия, в которых представлены и рекомендации авторов, и дидактические материалы, и дополнительные, труднодоступные источники, опыт работы педагогов, справочные сведения, краткие словари, научно-методические журналы и т. п.

Методические пособия нового поколения отличает, прежде всего, заложенный в них принцип самостоятельности субъектов образовательного процесса. Из рецептурных пособий с указаниями, как надо проводить уроки, они превратились в пособия, ориентирующие учителя на творческое использование предложенных рекомендаций в конкретных педагогических ситуациях.

Другим отличительным признаком современных методических пособий является их вариативность. Многие УМК содержат не одно, а два-три методических пособия, включающих поурочные разработки итоговый тестовый контроль, «конструктор» текущего контроля (дидактические материалы для составления и комбинации заданий) и др.

Важным качеством, отличающим современные методические пособия, является мобильность дополнительных материалов. С этим связано появление вспомогательных элементов методического компонента УМК, в том числе электронных приложений к методическим пособиям, видеозаписей уроков с использованием новых педагогических технологий, электронных презентаций к урокам, материалов из опыта работы учителей (как на бумажных, так и на электронных носителях).

Кроме того, современные методические пособия отличает интеграция с учебным компонентом УМК. Соединение учебного и методического компонентов, конечно, не совсем новое явление; однако новые варианты их интеграции стали возможны благодаря информационно-компьютерным технологиям и созданию комплексных электронных пособий различного типа (интерактивный атлас, навигатор, практикум-бедекер и др.).
К дополнительным элементам методического компонента УМК относятся как традиционные научно-методические журналы, материалы научно-практических конференций, учебно-методические пособия для вузов, так и современные: сайты предметных сообществ, коллекции методических разработок уроков с использованием различных технологий, электронные журналы, мультимедийные презентации, дистанционные курсы и семинары и т. п.

Таким образом, УМК нового поколения как компонент информационно-образовательной среды изменился не только количественно и содержательно. Он сохранил трехуровневую структуру: инвариантное ядро и две вариативные оболочки. В нем сделан акцент на взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии основных элементов, вспомогательных и дополнительных ресурсов в таких комбинациях и пропорциях, которые отвечают специфике учебно-воспитательного процесса в конкретных образовательных учреждениях. УМК нового поколения позволяет педагогу учесть уровень подготовки и образовательные запросы школьников. Его применение обеспечивает проектирование индивидуальных образовательных траекторий в условиях информационно-открытого мира.

Современный УМК является навигатором в образовательной среде, показывая педагогам и школьникам взаимосвязь образовательных ресурсов, которые могут быть привлечены для изучения темы, раздела, учебного курса в целом. Инструментами (внешними символами) этих взаимосвязей являются прямые ссылки и указатели в учебных пособиях на другие элементы УМК.

УМК как компонент открытой ИОС отличает комплекс следующих признаков:

  • общая для всех компонентов УМК ценностно-целевая установка (личностные результаты общего образования);
  • общие объекты изучения (события, явления, процессы, проблемы, понятия, теории и т.д.);
  • целевые, структурно-содержательные связи учебных и методических пособий с примерными и рабочими программами;
  • методический аппарат и проблемные ситуации, адекватные целям и требующие использования основных, вспомогательных и дополнительных ресурсов УМК и направленные на формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты общего образования);
  • единый для всех элементов УМК аппарат ориентировки (символы, колонтитулы, указатели, рубрикации, предисловие, библиография, оглавление, гиперссылки и пр.);
  • единый подход к оформлению учебных пособий и программно-методических материалов;
  • единый подход к созданию измерителей учебных достижений и результатов образования.

В настоящее время в условиях информационно-образовательной среды предметно-информационная модель классического УМК, которая включает учебные и методические изданий с односторонне-линейными связями между компонентами УМК, все быстрее превращается в личностно-ориентированную, системно-деятельностную модель УМК, основанную на идеях «педагогики развития»[4].

Словарь основных понятий:

Основные компоненты УМК — концептуально-программные, учебные и методические пособия на бумажных и электронных носителях, образующие инвариантное ядро УМК, т.е. специально подготовленный для изучения конкретного учебного предмета информационно-образовательный ресурс. В составе УМК третьего поколения выделяют нормативный, учебный и методический компоненты с характерными для них дидактическими элементами (рабочие программы, учебники, рабочие тетради, атласы и т.д.).

Вспомогательные информационные ресурсы УМК по предмету — одна из вариативных оболочек современного УМК, в которую входят справочные (словари, справочники, «шпаргалки» и т.п.), информационно-познавательные (энциклопедии для детей, веб-сайты и т.п.), учебно-методические (макеты и муляжи объектов изучения, методические рекомендации по организации учебных экскурсий, лабораторных работ, учебных игр и т.п.) пособия и материалы, ориентированные на учебный предмет и внеклассную работу без их привязки к конкретным рабочим программам и школьным учебникам.

Дополнительные информационные ресурсы УМК — одна из вариативных оболочек современного УМК; широкий пласт артефактов и источников на всех видах носителей информации (художественная и научно-популярная литература, репродукции произведений изобразительного искусства, художественные и документальные фильмы, теле- и радиопередачи, периодические издания, локальные достопримечательности и т.п.), который составляет культурно-информационный контекст современного общества и может использован педагогами и учащимися в целях повышения качества образования и самообразования.

[links&resources]

[1] Максаковский В.П. Учебник нового поколения // Проблемы школьного учебника, М.: Просвещение, вып. 20, 1990, С. 70–71.
[2] Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. — М.: Издательство УРАО, 1998. — 204 с., С. 134–135.
[3] Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе // Педагогика, М.: 2005, № 4, С. 13.
[4] Паневина Г.Н. Учебно-методический комплекс как историко-педагогический феномен. — Хабаровск: ХК ИРО, 2011

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: 5 комментариев

  1. Две монографии Г.Н. Паневиной «Учебно-методический комплекс как историко-педагогический феномен» и «Специфика разработки регионального УМК нового поколения как компонента информационно-образовательной среды (на примере географии» являются взаимно дополняющими, в которых рассматриваются этапы развития регионального УМК и предпосылки его появления. Структура современного УМК.
    В монографиях Г.Н. Паневиной проанализирован и обобщен материал по системе региональных учебно-методических комплексов, разработанных в различных региональных школах России.
    Особую ценность работе придает сочетание научных географических и педагогических концепций, используемых при проектировании регионального УМК.
    Г.Н. Паневиной предлагается модель регионального УМК с учетом ФГОС нового поколения.
    УМК нового поколения автором строится на основе определенного понятийного исторического анализа.
    Автор разрабатывает методическую основу проектирования регионального УМК в новых условиях образования, обосновывает современные требования формирования регионального УМК. Автором разработан алгоритм разработки УМК нового поколения, включая опытно-экспериментальную работу по его апробации.
    Монография раскрывает возможности сочетания научно-педагогических и экспериментальных исследований путем создания экспериментальных групп.
    Работа Паневиной Г.Н. имеет как научное так и прикладное значение при создании УМК нового поколения с учетом новых педагогических технологий.
    Извините за сухой язык, но работа имеет не только научный но справочно-прикладной характер и полезен для разработки различных краеведческих материалов.

  2. безусловно, информационное общество требует новых подходов к образованию, в целом, и школьному образованию, в частности. К тому же в условиях перехода школы к стандартам второго поколения необходимо пересмотреть не только цели и задачи школьного образования, но и методики преподавания тех или иных учебных предметов. На мой взгляд, автор данной статьи достаточно подробно изложила концепцию УМК для этих, меняющихся условий. Действительно, в обстоятельствах, когда интернет и СМИ дают широкие возможности для получения знаний, отпадает роль учителя как безальтернативного источника информации, необходимо менять систему преподавания. Однако в данном материале есть два существенных «но»: 1) недостаточная оснащенность школ техникой – особенно в сельской местности. Это обстоятельство делает фактически невозможным практическое применение данного УМК. 2) недостаточная «свобода действий» педагога т. е. тот факт, что преподавание в старших классах фактически сводиться к подготовке к ЕГЭ, что существенно ограничивает круг тем для тех или иных творческих проектов. Также зависимость учителя от планов и других отчетных документов, которые, как правило, не позволяют более подробно останавливаться на какой-либо теме. Но если говорить непосредственно о представленном УМК, то безусловно, будущее за такими методиками преподавания. Однако, в существующих реалиях, по моему мнению, данный УМК может применятся пока лишь в качестве эксперимента.

    • Скорее всего, два «но» относятся не к данной статье, а к условиям реализации концепции УМК нового поколения…

      • Вы правы, именно об этом я и говорю, сам комплекс хорош и мой комментарий ни в коем случае не «камень в огород» автора

    • Очень приятно, что материал вызвал интерес. Хочется продолжить разговор об УМК нового поколения. Мне кажется, что отсутствие компьютеров не тормоз в развитии УМК, а его мотив. Именно по причине недоступности информационного многообразия авторы региональных УМК создали разнообразные как учебные так и методические пособия, которые внесли свой вклад в развитие УМК.
      И по поводу второго «но» — подготовка к ЕГЭ. Сегодня — это объективная реальность, которая находит свое отражение в работе педагога. ЕГЭ как форма проверки заданных в стандарте требований несомненно должна ориентировать педагога на успешную подготовку школьников. Но это вовсе не означает, что все уроки надо посвятить натаскиванию на задания КИМов, которые имеют тенденцию к изменению. Скорее наоборот, осмысление педагогом используемых методических приемов и технологий и замена их на более эффективные, позволяющие, в том числе, успешно сдать ЕГЭ.

Комментарии запрещены.