РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ


Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего — самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.

 

Елена

ТАБАТКИНА,

учитель

истории

и обществознания

МБОУ «Усть-Абаканская СОШ №1»

 

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования.

Одной из целей обществоведческого образования в современной школе является подготовка учащихся к самостоятельному анализу и оценке фактов, процессов, позиций. Объем информации, изучаемой на уроках обществознания, возрос. Как с помощью урока развить личность ребенка, его творческое мышление, умение критически мыслить и делать собственные выводы? Урок обществознания — один из немногих, где ученики приобретают навыки общения, где относительно легко возникает атмосфера творчества и поиска. Познавательная активность, кропотливая организация самостоятельной деятельности школьников — необходимое условие эффективности современного урока.

Началом пути реализации ФГОС стало использование метода творческих проектов и его возможности в реализации компетентностного подхода к обучению.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.

Необходимо организовывать интерактивное обучение, в котором ведущими методами выступают дискуссии, проектные задания. Среди проектов, используемых в обучении, можно выделить следующие разновидности:

  • информационные (ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ, обобщение и представление для широкой аудитории);
  • игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют линии поведения в игровой ситуации);
  • исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным ответом, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования).
  • творческие;
  • ознакомительно-ориентировочные (информационные);
  •  практико-ориентированные (прикладные);
  • социальные.

Цель использования проектной технологии — самостоятельное постижение учащимися проблем, проблемных ситуаций, имеющих значение как для них самих, так и для общества. Работа над проектами дает возможность приобретения реального опыта участия в решении социально-значимых проблем. В ходе проектной деятельности учащиеся имеют возможность соотнести общие представления, усвоенные на уроках в школе, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами. Таким образом, проект позволяет преодолеть разрыв между образованием и жизнью, является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской деятельностью.

В создании проекта можно выделить несколько этапов, по которым оно осуществляется:

Первый этап — возникновение идеи или задачи. Данный этап можно считать по содержанию организационно-подготовительным, так как происходит выявление проблемы исследования и противоречия, определяются объект и предмет исследования, ставятся цели и задачи, проводится планирование предстоящей деятельности (определяются временные рамки, анализируются необходимые условия для выполнения — теоретическая и материальная базы для исследования, намечаются этапы выполнения работы).

Второй этап — решение задачи. На данном этапе происходит сбор, анализ, структурирование информации, вырабатываются идеи, происходит их обсуждение, моделирование, прогнозирование. Проводятся необходимые исследования, социологические опросы, анализ статистики, делаются обобщение и анализ полученных результатов, выводы.

Третий этап — реализация на практике.

Четвертый этап — заключительный (презентационный) этап. На нём проводятся публичная защита проекта, подведение итогов, анализ и оценка деятельности (успехов и ошибок), коррекция.

В ходе организации работы школьников над проектами успешно реализуются следующие цели:

Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с различными источниками информации, проведения социологических опросов, расширение кругозора, эрудиции.

Воспитательная — воспитание толерантности, гражданственности, личной ответственности.

Главный результат — компетентность учащихся в области обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время. Тема проекта должна быть интересна в первую очередь учащимся.

Мною накоплен некоторый опыт проектной деятельности по ряду учебных тем. Различными проектами занимаются как отдельные учащиеся, так и группы учеников. В процессе работы я пришла к выводу об эффективности метода учебного проекта, а также о его доступности.

На одном из уроков обществознания в 8-м классе, когда рассматривали тему «Предпринимательская деятельность» у ребят возник вопрос: «Какова роль маркетинга в предпринимательской деятельности?»

Для начала решили установить круг вопросов, с которыми необходимо было разобраться и которые в дальнейшем стали бы темами исследования:

  • Что такое маркетинг?
  • Насколько он важен в предпринимательской деятельности?
  • Может ли быть эффективной политика маркетинга?
  • Кто занимается вопросами маркетинга?

«Визитная карточка» учебного проекта. Тема проекта: «Маркетинг и предпринимательская деятельность».

Типология проекта: информационно-исследовательский.

Предметная область: обществознание, экономика.

Образовательная цель: изучения теории маркетинга.

Развивающие цели: способствовать формированию экономических понятий, развитию критического мышления, формировать умения и навыки исследования.

Воспитательные цели: способствовать формированию коммуникативной культуры, выявлению и осмыслению собственной позиции.

Основополагающий вопрос: нужен ли маркетинг в предпринимательской деятельности?

С того момента, когда Россия перешла на рыночные отношения, когда появились реальные возможности зарабатывать деньги, многие граждане решили, что смогут стать бизнесменами и предпринимателями. Маркетинг — система управления производственной и сбытовой деятельностью, основанная на комплексном анализе рынка и направленная на решение проблем реализации продукции путем целенаправленного формирования спроса на продукцию и услуги.

 Цель проекта: создать эффективный маркетинговый план.

В плане содержатся следующие рубрики:

  • Продукт. Что вашей компании следует предложить своим покупателям? Чем будет отличаться ваш товар от предложений конкурентов.
  • Упаковка. Как необходимо упаковать товар, чтобы создать его привлекательный имидж.
  • Позиционирование (место) на рынке. На какого покупателя на рынке ориентирован товар? Как организовать сбыт товара покупателю?
  • Цена. Какую цену за ваш товар следует назначить?
  • Продвижение товара. Как информировать покупателя о своем товаре?
  • Экономический словарь будущего предпринимателя

В начале работы над проектом учащиеся обозначили актуальность темы, определили проблему, предмет, объект исследования, цели и задачи. Для выполнения проекта были сформированы группы, в которых определились лидеры.

Первой группе было предложено выявить тенденции развития предпринимательской деятельности в современном обществе и конкретно в нашем поселке.

Вторая группа должна была определить, с какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться предпринимателям, сделать обобщение и выводы.

Третья группа получила задание изучить и проанализировать государственную политику и разработать свои предложения законопроектов, направленных в помощь предпринимателям.

Четвертая группа изучала вопросы маркетинга, тенденции развития бизнеса в современном обществе, составляла маркетинговый план.

Подготовка проекта проходила при тесном взаимодействии групп и в итоге составила один общий проект. Группы готовили презентацию итогов своей деятельности

В ходе защиты проекта учащиеся ответили на заданные им вопросы и сделали выводы о необходимости маркетинга в предпринимательской деятельности и принятия мер государственной поддержки.

В ходе работы над проектами стало видно, что такая форма деятельности увлекает детей, они стали осознавать свои возможности, интересы, отыскивать новые источники информации, шла перегруппировка ранее созданных групп, кто-то захотел работать индивидуально, ребята делились информацией, литературой, материалами друг с другом.

Уроки, проведенные с использованием метода проектов, вызывают большой интерес у учащихся, они проявляют активность, инициативу. Нравятся ребятам и уроки-защиты работ, результат которых — оценка у каждого учащегося.

Использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

 

[links&resources]

1. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций. [Электронный ресурс] URL: http://old.tisbi.org/science/vestnik/2003/issue2/cult3.html
2. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Учебник для 8 кл. — М.: Просвещение, 2010
3. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. — 2006, № 4. — C. 61
4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: Аркти, 2004. — C. 4.