ИННОВАЦИОННЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ: «СФЕРЫ»

(O ЛИНИИ УМК «СФЕРЫ» ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 5–9 КЛАССОВ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ»)


Курс географии в советской, а теперь российской школе всегда имел особое образовательное, развивающее, воспитательное значение. Это единственный школьный предмет, в котором органично сочетаются компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания, реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, развитие компьютерной информационной грамотности, стремление к экологической безопасности — важнейшие компетенции, формирующие современную культуру молодого поколения.

Инновационная предметная линия учебников серии «Сферы-География» для 5–9 классов общеобразовательных учреждений разработана на основе ФГОС основного общего образования с учётом Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и направлена на достижение учащимися соответствующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Важной особенностью данного предметного курса является его направленность на формирование мировоззренческой ценностно-смысловой сферы учащихся. При построении курса использованы следующие основные ориентиры:

  • формирование целостной картины мира через познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального);
  • понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора формирования общества и личности;
  • понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на жизнь человека, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
  • приобретение знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем;
  • формирование умений использования приборов и инструментов, технических и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для получения и адекватной оценки полученных результатов.

Планируемые личностные результаты

Воспитание российской гражданской идентичности, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; сформированные личностные представления о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире.

Достижение этих результатов в основном обеспечивает завершающий базовое географическое образование в основной школе курс «Россия: природа, население, хозяйство». Он предназначен для формирования географического образа нашей страны во всем её многообразии и целостности. В учебнике 8 класса даётся оценка огромных размеров территории России как важнейшей части национального достояния, объекте законной гордости россиян и оценка географического положения как важнейшего потенциала для интеграции в мировое экономическое пространство и систему мировых транспортных коридоров. Введена также тема «Россия в мире», вводится понятие «государственная территория России», что даёт учащимся возможность ориентироваться в комплексе сложных территориально-межгосударственных проблем и вопросах национальной безопасности, часто обсуждаемых в СМИ.

Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Практически всё содержание курса географии позволяет формировать экологическое сознание. Во всех учебниках линии широко представлены отдельные параграфы и части параграфов экологической тематики. Это, например, «Экологические кризисы в истории человечества», «Человек и атмосфера», «Человек и гидросфера», «Человек и литосфера», «Экологические проблемы в биосфере», «Особо охраняемые природные территории», «Всемирное природное наследие» и многие другие.

Избранный авторами линии страноведческий подход предоставляет возможность комплексного рассмотрения окружающего мира как среды обитания человека, представляющей собой целостную, но и дифференцированную природную систему, воздействующую на особенности жизни и хозяйственной деятельности людей. Это позволяет формировать у учащихся способность видеть, понимать и оценивать сложные взаимосвязи между людьми, территорией и природной средой.

В учебниках, электронных приложениях и других компонентах УМК разработана «глубоко эшелонированная» система интерактивных моделей и практических заданий экологической проблематики — от тестов до творческих работ и проектов по улучшению местной экологической ситуации.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Рубрика учебников «Вопросы для обсуждения» предполагает организацию дискуссий, что способствует формированию умений вести аргументированный спор, обосновывать свою точку зрения. Ряд практических работ в тетради-практикуме и электронных приложениях к учебникам предусматривает работу в группах, способствует развитию коммуникативных компетенций, умения взаимодействовать в коллективе, решать общие (поставленные перед группой) задачи, обобщать и интерпретировать данные группы, оценивать свой вклад и место индивидуальных результатов.

 

Планируемые метапредметные результаты

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Большая часть разворотов (параграфов) учебников даёт учителю возможность организации антиципации (предвосхищения) активного поиска знаний учащимися. Выполняя задания, сформулированные в рубрике «Мои географические исследования», учащиеся выбирают пути достижения поставленной цели и, самостоятельно организуя ход выполнения исследования, решают соответствующую учебную или познавательную задачу.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Вопросы для самоконтроля в конце каждого параграфа носят не только репродукционный, но и проблемно-поисковый характер, предусматривают рефлексию (осмысление) учебных достижений учащихся. Вопросы для обсуждения на заключительной странице каждой темы предполагают коллективное обсуждение пройденного материала. Для учителя этот этап работы — диагностика успешности освоения материала.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Это умение формируют задания рубрики «Мои географические исследования» в учебнике, практические работы в тетради-практикуме, ряд заданий в тетради-тренажере. Например, в учебнике 9 класса в параграфе «Лесная промышленность» предлагается изучить состав лесопромышленного комплекса, отдельные стадии лесозаготовительного производства, чтобы самостоятельно сделать выводы о принципах размещения предприятий, последовательно выявляя различия в географии отдельных отраслей.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Изучение большей части тем во всех учебниках линии ориентировано на использование географических карт. В учебниках

реализуется принцип широкого использования невербальных источников информации, которые необходимо анализировать и интерпретировать, в том числе разнообразных схем: структурных, функциональных, классификационных, последовательности этапов (событий), взаимосвязей компонентов (процессов) и так далее.

Это, например, такие схемы как «Состав и соотношение секторов хозяйства России», «Объемы отходов при производстве 1 т проката», «Функции городов», «Виды миграций», «Взаимодействие материков и океанов» и другие.

Учебники содержат множество диаграмм и картодиаграмм, отражающих с помощью условных знаков пространственное распространение нескольких количественных показателей (например, «Разведанные запасы и добыча нефти по районам России»).

Во всех учебниках линии и прочих компонентах УМК много практических заданий, направленных на работу с картами, контурными картами, схемами, картодиаграммами, графиками, рисунками, имеются задания по самостоятельному составлению схем на основе словесной информации.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).

В конце каждой темы учебника приводятся ссылки на интернет-ресурсы, а электронные приложения к учебникам, представляющие собой многофункциональные программные комплексы, позволяют научиться использованию информационных технологий для решения задач различного типа.

 

Планируемые предметные результаты

Использование линии «Сферы-География» для 5–9 классов способствует достижению следующих предметных результатов:

  • формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Завершённая предметная линия учебников серии «Сферы-География» для 5–9 классов входит в состав многопредметной издательской серии «Сферы», в основу которой положена идея организации учебно-воспитательного процесса на основе полного состава учебно-методических комплектов.

ИННОВАЦИОННЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ: «СФЕРЫ»

(O ЛИНИИ УМК «СФЕРЫ» ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 5–9 КЛАССОВ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ»): 3 комментария

  1. УМК «Сферы» замечательные пособия, преобрела все учебники, очень хотелось бы ещё преобрести поурочное тематическое планирование!!!!

    • Алексей,
      мы хотим, чтобы нашу линию УМК «Сферы» знали «в лицо».
      Спасибо за Ваш интерес.

Комментарии запрещены.