ИЗУЧАЕМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ РОССИИ
НАЧАЛA ХХI ВЕКА

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЕЖЕГОДНЫХ ПОСЛАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2000–2011))

Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ представляют собой важнейший источник для изучения государственной политики Российской Федерации.
В целостном виде эти материалы и рекомендации могут изучаться в системе повышения квалификации преподавателей истории и обществознания в региональных институтах повышения квалификации педагогов. Элементы материалов могут использоваться в соответствующих темах при изучении обществознания и новейшей истории России начала ХХI века.

 

Вячеслав

КУЗНЕЦОВ,

кандидат исторических наук,

заведующий кафедрой общественных

и художественно-эстетических дисциплин

ГБОУ ДПО ЧИППКРО

 

В условиях модернизации российской школы особую значимость приобретает усиление внимания к воспитательному потенциалу и социально-гуманитарной направленности содержания общего образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства. Историческое и обществоведческое образование в значительной степени реализуют данное направление модернизации через формирование у школьников оценочных суждений социальных явлений, собственной позиции по отношению к событиям современной жизни путем использования навыков исторического сравнительного анализа при изучении официальных источников социальной информации.

Одним из официальных источников социальной информации являются Послания Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, публикуемые в средствах массовой информации (СМИ). Эти ежегодные Послания о положении в стране, а также об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, ставшие традиционными после введения в действие Конституции РФ 1993 г., служат для оперативной корректировки курса, избранного Президентом[1].

В соответствии со ст. 84 Конституции РФ данный вид документа имеет следующие особенности:

  1. Выступление Президента РФ с обращением к Федеральному Собранию — не только право, но и обязанность первого лица государства.
  2. Ежегодное обращение Президента РФ к парламентариям выполняет двуединую функцию. С одной стороны, это отчет главы государства перед законодателями и российским народом, с другой — представление взглядов Президента РФ и его администрации на последующее развитие страны.
  3. Формат Послания Президента РФ представляет собой монолог главы государства перед Федеральным Собранием[2].

Поскольку Президент РФ в соответствии с Основным Законом не может занимать пост главы государства более двух сроков, то завершенность электорального периода и наличие корпуса Посланий способствуют изучению истории государственной политики и жизни российского общества в начале XXI в. Президентские Послания к Федеральному Собранию представляют собой летопись борьбы за восстановление национальной культуры стратегического планирования и позволяют проследить формирование приоритетов государственной политики на разных этапах развития современной России.

Материалы ежегодных обращений Президента РФ В.В. Путина к Федеральному Собранию являются важнейшим источником для изучения истории России в 2000–2007 гг. Именно в этот период президентские послания приобрели большую общественную значимость, так как в них содержалась важная информация для всех граждан страны. В заголовки Посланий вынесены ключевые риторические формулы, обретшие самостоятельную жизнь в российском политическом языке. Например, такие термины, как «вертикаль власти», «диктатура закона», «эффективное государство», «русский мир», вошли в широкий политический лексикон современной России именно через путинские Послания. По мнению известного политолога Г.О. Павловского, новая политическая лексика сформировала новое идейное пространство, внутри которого идет развитие идеологии и построение политических команд[3].

Обращения В.В. Путина содержат ряд важнейших положений, которые могут быть использованы для гражданского образования и патриотического воспитания школьников на материале отечественной истории: оценка деятельности первого Президента РФ Б.Н. Ельцина; характеристика реальных достижений в экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни; определение направлений развития политической системы РФ и её важнейшего компонента — института президентской власти[4].

Изучение ежегодных Посланий Президента РФ В.В. Путина на уроках истории в 9 и 11 классах может быть организовано в режиме групповой работы по сравнительному анализу статистического материала, представленного в виде таблиц и рисунков. С точки зрения формальной логики, анализ (греч. — разложение, разбор) — метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого, для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого логического приема — синтеза — в целое, обогащенное новыми знаниями[5]. Сравнительный анализ — сопоставление явлений, имеющих единую природу и общие характеристики. Такой анализ целесообразен там, где есть сходные явления, и проводится он на единых логических основаниях. Сопоставление идет по внешним и внутренним признакам[6].

Алгоритм действий по использованию сравнительного анализа на уроках истории и обществознания включает:

1) определение вопроса для анализа;
2) расчленение вопроса на ряд подвопросов;
3) персональное закрепление обучающихся в группе за подвопросами;
4) самостоятельное изучение обучающимися подвопросов;
5) сопоставление обучающимися статистических «данных» по внешним и внутренним признакам;
6) фронтальное занятие по синтезу полученных знаний в единое целое.

При использовании сравнительного анализа обучающиеся должны проранжировать ключевые термины по степени их упоминаемости в Послании, прокомментировать позицию Президента РФ по обсуждаемому вопросу, привести примеры, опираясь на знания по курсу истории России[7]. «Данные» контент-анализа текстов президентских Посланий дают сведения о количестве упоминаний 60 наиболее значимых терминов, характеризующих основные сферы жизни общества:

экономическую (табл. 1, 2),

политическую (табл. 3, 4),

социальную (табл. 5, 6),

духовную (табл. 7, 8).

 

Ниже приводятся раздаточные материалы для организации аналитической работы по группам и данные фронтального итогового обобщения (рис. 1, 2).

Материал для группы 1. Экономическая сфера

Таблица 1

Контент-анализ Посланий Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2000–2003 гг.

Ключевые понятия

2000

2001

2002

2003

2000–2003

Банк

6

0

9

1

16

Бюджет

3

22

6

3

34

Валовой внутренний продукт

1

0

0

3

4

Доход

5

7

6

5

23

Заём

1

0

0

0

1

Инвестиции

2

0

4

1

7

Конкуренция

0

4

2

2

8

Кредит

2

2

7

1

12

Кризис

4

1

2

3

10

Налог

13

9

13

12

47

Предпринимательство

0

8

8

6

22

Производство

1

2

2

1

6

Расход

0

2

3

1

6

Фонд

2

5

1

0

8

Экономика

47

25

51

61

184

Итого

87

87

114

100

388

Комментарий. Экономические «символы» — наиболее встречаемые в обращениях Президента РФ. «Лидером» можно назвать термин «экономика», использование которого чаще других на порядок. Стабильное количество применения слов экономической сферы в первых двух обращениях и их увеличение в последующих Посланиях могут характеризовать большую заинтересованность государства во влиянии на экономику страны. При этом наблюдается меньшее внимание к «производству» и «банкам», которые должны быть основой для стабильного развития индустриального общества. Отдельным элементом рассмотрения является сумма статистических единиц для Посланий 2000–2003 гг., так как через эти цифры можно проследить экономическую политику государства в первый президентский срок В.В. Путина. Что интересно, из экономического словаря правящей элиты полностью исчезает «заём» — явно носящий отрицательный характер с 1990-х гг.

Таблица 2

Контент-анализ Посланий Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2004–2007 гг.

Ключевые понятия

2004.

2005

2006

2007

2004–2007

Банк

1

2

0

1

4

Бюджет

10

12

10

15

47

Валовой внутренний продукт

1

0

1

2

4

Доход

10

2

1

14

27

Инвестиции

2

4

6

8

20

Конкуренция

1

0

2

2

5

Кредит

6

1

6

6

19

Кризис

1

0

0

2

3

Налог

21

11

1

7

40

Предпринимательство

0

3

1

3

7

Производство

0

2

1

6

9

Расход

2

0

5

0

7

Фонд

1

0

3

24

28

Экономика

47

26

31

36

95

Итого

103

63

68

126

315

Комментарий. Экономическая сфера обращает на себя внимание непостоянством приоритетов государственной политики. В 2004 г. Президент РФ указывает на важность «налога», в последующие годы тенденция меняется. Наиболее важным элементом экономической сферы в 2005–2006 гг. становится «бюджет», а в 2007 г. преобладает статистическая единица «фонд». Можно выделить рост внимания к «инвестициям» и «производству».

Материал для группы 2. Политическая сфера

Таблица 3

Контент-анализ Посланий Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2000–2003 гг.

Ключевые понятия

2000

2001

2002

2003

2000–2003

Авторитаризм

1

0

0

0

1

Власть

14

21

6

9

50

Государство

97

62

48

43

29%

Гражданское общество

0

0

2

1

3

Демократия

12

1

1

0

14

Диктатура

4

0

0

0

4

Закон

3

52

37

11

103

Конституция

11

3

1

0

15

Политика

33

25

19

16

93

Право

10

19

12

7

48

Реформа

4

4

17

3

28

Свобода слова

1

0

0

0

1

Суверенитет

2

0

0

0

2

Терроризм

2

1

5

7

15

Цензура

2

0

0

0

2

Итого

196

188

148

97

629

Комментарий. «Государство» определено как главная ценность политической сферы. К 2003 г. применение этого символа снижается, хотя, по-прежнему, остается лидирующим. Смена второй позиции происходит между «политикой», «правом» и «законами». Интересно, что во многом количество употреблений слова «терроризм» возрастает в 2002–2003 гг. после терактов 11 сентября2001 г. Одним из самых показательных элементов может оказаться употребление статистических единиц «демократия» и «гражданское общество». Президент РФ делает упор на «демократию» в2000 г., в первые месяцы своего пребывания на посту. Говоря об итоговых цифрах, следует отметить, что в сумме «государство», «политика» и «закон» составляют более половины от всех статистических единиц политической сферы.

Таблица 4

Контент-анализ Посланий Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2004–2007 гг.

Ключевые понятия

2004

2005

2006

2007

2004–2007

Авторитаризм

1

0

0

0

1

Власть

1

3

8

15

27

Государство

32

59

29

46

118

Гражданское общество

2

0

0

2

4

Демократия

2

1

2

9

14

Закон

3

22

9

17

51

Конституция

0

4

0

3

7

Политика

33

27

19

25

65

Право

6

24

3

9

42

Реформа

0

3

5

5

13

Суверенитет

0

3

0

3

6

Терроризм

4

1

3

1

9

Цензура

0

1

0

0

1

Итого

84

148

78

135

423

Комментарий. Политическая сфера в 2004 г. меняет свой «символический образ», в котором главную позицию делят между собой «государство» и «политика». В 2005–2007 гг. в целом политическая сфера сохраняет тенденции первого срока президентства В.В. Путина, и при этом «политика» твердо занимает вторую позицию на протяжении указанного периода. Хочется отметить незначительное внимание к «демократии» в течение 2004–2006 гг. и резкий рост в 2007 г. Объяснение может быть простым — это последнее обращение В.В. Путина в качестве Президента РФ, и здесь определенно присутствует заинтересованность в честной борьбе на парламентских и президентских выборах.

Материал для группы 3. Социальная сфера

Таблица 5

Контент-анализ Посланий Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2000–2003 гг.

Ключевые понятия

2000

2001

2002

2003

2000–2003

Демография

1

0

0

1

2

Дети

1

0

0

0

1

Здравоохранение

2

2

2

2

8

Медицина

0

9

2

0

11

Наркомания

0

0

0

1

1

Образование

6

8

2

3

19

Общество

25

14

1

5

45

Пенсионер

1

9

2

3

15

Преступность

1

2

5

1

9

Родители

1

0

0

0

1

Смертность

0

0

0

4

4

Социальная сфера

14

17

4

0

35

Труд

4

12

2

4

22

Уровень жизни

0

3

1

0

4

Численность населения

1

0

0

1

2

Итого

57

76

21

25

179

Комментарий. Социальная сфера отражена в трех основных статистических единицах — «социальная сфера», «общество» и «труд». В Посланиях Президента РФ данная сфера менее представлена, чем экономика и политика. Здесь мы видим скачкообразность в употреблении «символов». Стабильное упоминание «здравоохранения», «медицины», «пенсионеров», «преступности» подчеркивает постоянное внимание государства к этим секторам общественной жизни.

Таблица 6

Контент-анализ Посланий Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2004–2007 гг.

Ключевые понятия

2004

2005

2006

2007

2004–2007

Демография

0

0

6

1

7

Дети

0

0

14

0

14

Здравоохранение

5

3

3

0

11

Наркомания

0

0

0

3

3

Образование

7

5

3

3

18

Общество

4

8

1

18

31

Пенсионер

0

1

1

4

6

Преступность

0

3

0

5

8

Родители

0

0

5

0

5

Смертность

2

0

0

1

3

Труд

10

15

10

0

35

Уровень жизни

4

0

0

0

4

Итого

32

36

43

35

146

Комментарий. Следует обратить внимание на повышение частоты употребления символов «дети», «демография» и «родители» в 2006 г., и на частоту употребления символа «общество» в 2007 г. Стабильное внимание к образованию и здравоохранению можно связать с реализацией приоритетных национальных проектов. В основном Президент РФ заостряет внимание на социальных проблемах, среди которых — «смертность», «наркомания», «преступность». В Послании 2007 г. отражается повышенное внимание к пенсионерам со стороны главы государства.

Материал для группы 4. Духовная сфера

Таблица 7

Контент-анализ Посланий Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2000–2003 гг.

Ключевые понятия

2000

2001

2002

2003

2000–2003

Кино

1

0

0

0

1

Культура

0

0

0

1

1

Средства массовой информации

3

0

0

0

3

Театр

1

0

0

0

1

Итого

5

0

0

1

6

Комментарий. Согласно Конституции, Российская Федерация является светским государством. Итоговые цифры говорят о том, что государство уделяет приоритетное внимание экономической и политической сферами жизни российского общества. Интересно, что в своем первом Послании Президент РФ употребляет некоторые понятия данной темы: «кино», «театр», «СМИ».

Таблица 8

Контент-анализ Посланий Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2004–2007 гг.

Ключевые понятия

2004

2005

2006

2007

2004–2007

Библиотека

0

0

0

12

12

Искусство

0

0

0

2

2

Кино

0

0

0

1

1

Культура

4

0

0

16

20

Музыка

0

0

0

1

1

Средства массовой информации

0

2

2

3

7

Творчество

0

0

0

2

2

Театр

0

0

0

2

2

Телевидение

0

1

0

0

1

Итого

4

3

2

39

48

Комментарий. В Послании 2007 г. статистические единицы духовной сферы превзошли социальную сферу, чего ранее не случалось. Большое внимание обращено к «культуре» и «библиотекам». Это, как уже было сказано, последнее обращение В.В. Путина в качестве Президента РФ. Вторая причина — смерть первого Президента России Б.Н. Ельцина. Какая из этих причин оказала наибольшее влияние, сказать трудно, но вкупе они вызвали эффект своеобразного «культурного прорыва» президентских Посланий.
 

Материал для обобщения

 

Рис. 1. Распределение ключевых понятий по сферам общественной жизни
в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2000–2003 гг.

 


Рис. 2. Распределение ключевых понятий по сферам общественной жизни
в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2004–2007 гг.

 

Первый президентский срок В.В. Путина можно отметить как период «становления и подъема» современной российской государственности после тяжелых 1990-х гг. Отсюда соответствующие лозунги (например, «За удвоение ВВП!»). Этот период интересен тем, что он определил основные направления развития страны после вступления в должность второго Президента РФ. Для всех сфер жизни общества во втором сроке президентства В.В. Путина наблюдается стабилизация.

Для формулирования общего вывода учащимся может быть предложено следующее познавательное задание: «В западных и отечественных средствах массовой информации часто задают вопрос: «Who is mister Putin?», «Кто такой Владимир Путин?» Президента РФ В.В. Путина сравнивают с Наполеоном Бонапартом, Леонидом Брежневым, Борисом Ельциным. К какому типу политического лидера (харизматическому, традиционному, легальному), на Ваш взгляд, можно отнести второго Президента РФ? Докажите своё мнение»[8].
 

Тандем В.В. Путина — Д.А. Медведева как модель обеспечения преемственности политического курса

Для сохранения политического курса В.В. Путина была создана новая для России властная конструкция, ключевым элементом которой является тандем Путин — Медведев. В зарубежных СМИ эту модель власти еще называют «дуумвират» и «двоецарствие». Напомним, что тандем Президента РФ Д.А. Медведева и Председателя правительства РФ В.В. Путина возник в результате поиска наиболее эффективного механизма обеспечения преемственности власти после истечения президентских полномочий В.В. Путина. Профессор В.А. Иванов обоснованно утверждает, что процесс смены главы государства и реконструкции высшей власти включает четыре принципиальных момента:

1) формирование пропрезидентского большинства в Государственной Думе РФ по итогам парламентских выборов (7 декабря 2007 г.);
2) избрание в качестве преемника В.В. Путина на посту Президента страны Д.А. Медведева (2 марта 2008 г.);
3) избрание В.В. Путина председателем партии «Единая Россия» (15 апреля 2008 г.);
4) назначение В.В. Путина премьер-министром российского правительства (8 мая 2008 г.)[9].

Очевидно, что такого рода политический тандем в условиях вертикали власти создается для решения конкретных задач: во-первых, сохранить преемственность власти; во-вторых, реализовать Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., её положения вошли в избирательную платформу Президента РФ Д.А. Медведева; в-третьих, обеспечить непосредственное участие В.В. Путина в реализации «Стратегии-2020» и управлении страной; в-четвертых, гарантировать В.В. Путину возможность возврата на пост Президента РФ.

В период президентства Д.А. Медведева Послания Федеральному Собранию становятся не только конституционной нормой, но и самым ожидаемым политическим событием года. Президент РФ дает новую пищу для размышлений законодателям, общественным организациям и простым гражданам страны. После обращений большое количество СМИ продолжают обсуждать темы, обозначенные Президентом РФ в его Посланиях, а законодатели и правительство определяют планы по реализации предложений главы государства.

Ниже приводятся раздаточные материалы для организации аналитической работы на уроках обществознания (табл. 9, 10, 11, 12, 13).

Таблица 9

Контент-анализ Посланий Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию 2008–2011 гг. (экономическая сфера)

 

Ключевые понятия

2008

2009

2010

2011

Банк

3

4

0

5

Бюджет

2

7

6

9

Доход

1

4

9

0

Заём

0

2

1

0

Инвестиции

1

8

11

2

Конкуренция

9

5

2

6

Кредит

0

3

2

1

Кризис

17

10

7

16

Налог

0

14

10

5

Предпринимательство

3

0

1

0

Производство

3

2

8

2

Расход

0

4

4

4

Фонд

0

0

2

2

Экономика

37

17

23

30

Итого

76

80

86

82

Таблица 10

Контент-анализ Посланий Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию 2008–2011 гг.
(политическая сфера)

 

Ключевые понятия

2008

2009

2010

2011

Власть

25

17

3

9

Государство

68

51

35

42

Гражданское общество

0

0

2

1

Демократия

26

8

5

3

Закон

38

36

23

26

Конституция

32

6

0

0

Политика

6

31

17

23

Право

19

13

7

12

Реформа

7

0

0

15

Свобода слова

1

0

0

0

Суверенитет

1

0

0

0

Терроризм

1

2

0

2

Цензура

1

0

0

0

Итого

225

164

92

133

Таблица 11

Контент-анализ Посланий Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию 2008–2011 гг.
(социальная сфера)

 

Ключевые понятия

2008

2009

2010

2011

Демография

0

2

4

1

Дети

2

0

4

2

Медицина

7

5

0

0

Наркомания

0

1

1

0

Образование

10

18

12

8

Общество

38

5

17

18

Пенсионеры

9

1

0

2

Преступность

2

1

0

0

Родители

1

3

6

0

Смертность

0

1

1

1

Социальный

17

0

0

0

Труд

8

17

13

10

Уровень жизни

0

2

0

0

Итого

94

56

58

42

Таблица 12

Контент-анализ Посланий Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию 2008–2011 гг.
(духовная сфера)

 

Ключевые понятия

2008

2009

2010

2011

Искусство

1

2

0

0

Кино

0

1

0

0

Культура

8

19

3

0

Музыка

0

1

0

0

Религия

0

2

0

0

Средства массовой информации

2

8

2

3

Творчество

1

3

1

1

Театр

0

2

0

0

Телевидение

1

1

0

1

Итого

13

39

6

5

Таблица 13

Контент-анализ Посланий Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию 2008–2011 гг.
(по сферам общественной жизни)

 

Ключевые понятия

2008

%

2009

%

2010

%

2011

%

Экономическая

76

19

80

24

86

36

82

31

Политическая

225

55

164

48

92

38

133

51

Социальная

94

23

56

16

58

24

42

16

Духовная

13

3

39

12

6

2

5

2

Итого

408

100

339

100

242

100

262

100

 

Материал для обобщения

 

Рис. 3. Распределение ключевых понятий по сферам общественной жизни в Посланиях Президента РФ
Д.А. Медведева Федеральному Собранию 2008–2011 гг.

 
В ходе работы с Посланиями Президента РФ Д.А. Медведева на учебных занятиях по обществознанию в 9–11 классах необходимо обратить внимание на обсуждение базовых параметров модернизации общего образования.

В первом Послании Президента РФ 2008 г. была представлена Национальная образовательная стратегия — инициатива «Наша новая школа». Д.А. Медведев обозначил пять приоритетных направлений модернизации российской школы: обновление образовательных стандартов; система поддержки талантливых детей; развитие учительского потенциала; современная школьная инфраструктура; здоровье школьников[10].

Во втором Послании Президента РФ 2009 г. были определены задачи по реализации инициативы «Наша новая школа»: разработка и введение новых требований к качеству общего образования; создание новых проектов строительства и реконструкции школьных зданий; расширение самостоятельности школ, как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств; законодательное закрепление равенства государственных и частных общеобразовательных учреждений и предоставление семьям более широких возможностей выбора школы, а ученикам — доступа к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного и дополнительного образования; серьёзная модернизация системы педагогического образования, привлечение для работы в школах тех, кто способен обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников, включая, кстати, и квалифицированных специалистов, которые не имеют педагогического образования; введение особой системы поощрений и требований к обязательному подтверждению уровня квалификации учителей[11].

Третье по счету Послание Президента РФ 2010 г. к депутатам и сенаторам носило большей частью социальный характер. Почти половину своего выступления Д.А. Медведев посвятил проблемам материнства и детства. Президент РФ считает, что для каждого общеобразовательного учреждения надо создать проект школы будущего — видение того, как может развиваться школа. Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей при внедрении новых образовательных стандартов. Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов должно стать нормой. Воспитание детей — это задача не только системы общего образования, но и отечественной культуры, общества в целом. Больше внимания нужно уделять патриотическому и экологическому воспитанию учащейся молодёжи. Стратегический приоритет политики в сфере детства — формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Аналитики назвали выступление Д.А. Медведева «социально-бытовым»[12].

В четвертом Послании Президента РФ 2011 г. была подчеркнута необходимость продолжения реализации национальной инициативы «Наша новая школа». Д.А. Медведев отметил, что в школьные программы был введён ещё один час занятий физкультурой. Одна из важнейших задач всех органов власти и общества в целом — это полноценная реализация программы «Доступная среда», в том числе увеличение количества школ с инклюзивным образованием. Глава государства обратил внимание на формирование нового поколения учителей, которые обладают всеми навыками современной педагогики и получают достойную зарплату за свой труд, поэтому продолжится повышение зарплат школьных учителей[13].

Деловая игра как форма изучения посланий Президента РФ

Изучение Послания Президента РФ 2011 г. может быть организовано в форме деловой игры «Пресс-конференция»[14]. Методика подготовки и проведения таких учебных занятий учителями истории и обществознания хорошо отработана. Данная форма урока активизирует познавательный интерес старшеклассников и является эффективным способом характеристики социальных групп современного российского общества.

Возможные роли обучающихся в ходе проведения деловой игры:

  • «Уполномоченный по правам ребенка», который озвучивает, при необходимости, основные положения Послания, направленные на развитие общего образования, охрану прав детей и подростков;
  • «Депутаты Государственной Думы», которые представляют различные регионы, социальные группы населения страны и политические партии;
  • «Министры — члены Правительства РФ», которые предлагают пути и способы реализации предложений Президента в последующей политической практике (корректировка бюджета, финансирование федеральных целевых программ, осуществление приоритетных национальных проектов и др.);
  • «Журналисты» — представители СМИ различной направленности, которые могут обращаться к остальным участникам игры за разъяснением положений Послания, высказать оценку общественной значимости президентских инициатив.

Для подготовки докладов и сообщений учащихся можно рекомендовать материалы российских, региональных и местных печатных средств массовой информации. Например, используются «Российская газета», «Аргументы и факты», «Вектор образования», «Мастер-класс». Наиболее содержательными Интернет-ресурсами являются материалы журнала «Эксперт».

Как справедливо отмечает В.В. Путин, постсоветской этап в развитии России, как и всего мира, завершен и исчерпан[15]. Л.В. Поляков подчеркивает, что особая роль в цивилизационном преобразовании нашей страны принадлежит российским учителям[16]. В преподавании истории и обществознания в общеобразовательной школе президентские Послания Федеральному Собранию могут быть использованы в качестве учебного материала для изучения истории современной России и перспектив развития нашей страны.

[links&resources]

[1] Черкасов, А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира / А.И.Черкасов. — М.: Экзамен, 2006. — 222 с.
[2] Смоленский, М.Б. Конституция Российской Федерации: постатейный комментарий для школьников / М.Б.Смоленский. — М.: МарТ, 2006. — 272 с.
[3] План Президента Путина. Руководство для будущих президентов России: сборник / сост. Г.О. Павловский. — М.: Европа, 2007. — 400 с.
[4] Кочегаров, К.А. Методические рекомендации к учебному пособию «Политические лидеры России. ХХ век. 9–11 классы» / К.А.Кочегаров. — М.: Русское слово, 2010. — 24 с.
[5] Степанищев, А.Т. Методический справочник учителя истории / А.Т. Степанищев. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 320 с.
[6] Безрукова, В.С. Настольная книга педагога-исследователя / В.С. Безрукова. — Екатеринбург: Дом учителя, 2000. — 236 с.
[7] Кузнецов, В.М. Методические рекомендации по изучению ежегодных Посланий Федеральному Собранию Российской Федерации Президента РФ В.В. Путина / В. М. Кузнецов, А.А. Хорин, Л. А. Дмитриева // Главные праздники Современной России и Малой Родины. — Челябинск: Два комсомольца, 2008. — С. 6–17. — (Гражданско-правовое и патриотическое образование).
[8] Поляков, Л.В. Обществознание: глобальный мир в XXI веке: 11 кл.: метод. пособие / Л.В.Поляков, А.Н. Иоффе. — М.: Просвещение, 2008. — 176 с.
[9] Иванов, В. Путин и Медведев. Первая четверть / В.А. Иванов // Вечерний Челябинск. — 2009. — 17 июня.
[10] Наша новая школа: документы и проекты // Вестник образования России. — 2008. — № 22. — С. 4–29.
[11] Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://archive.kremlin.ru.
[12] Романова Т. Инвестиции в детство / Т.Романова // Вектор образования. — 2010. — № 11.
[13] Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 22 декабря 2011 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://archive.kremlin.ru.
[14] Вакуленко, В.А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе / В. А. Вакуленко, И.Е. Уколова, Е. С. Королькова. 2-е изд. — М.: Новый учебник, 2004. — 192 с. — (Организация правового образования).
[15] Путин, В.В. Россия сосредотачивается. Ориентиры. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. — 68 c. — C. 13.
[16] Поляков, Л.В. Президентские выборы и планирование будущего. В.В. Путин: продолжение реформ / Л.В. Поляков // Общественные науки. — 2012. — Вып. 1. — С. 16–19.

 

 

ИЗУЧАЕМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИКУ РОССИИ
НАЧАЛA ХХI ВЕКА

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЕЖЕГОДНЫХ ПОСЛАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2000–2011)): 1 комментарий

  1. Надеюсь, что коллеги, читатели электронного журнала, не воспримут статью В.М. Кузнецова как призыв к возвращению в Историю мощной идеологической компоненты. Деидеологизируя и деполитизируя школьные курсы истории в 1990-е годы, совершенно безосновательно отказались от документов государственного характера, принадлежащим перу ныне здравствующих политиков.
    А между тем — это серьезный информационный ресурс и средство развития критического мышления и педагогов, и школьников. Не пересказывать речи «государственных мужей» на школьных уроках, а учиться их анализировать, в том числе и таким современным оригинальным способом (контент-анализ), который блестяще представил Вячеслав Михайлович.
    Это не только экзотика предметной методики, но и эффективный способ развития УУД (во всем их разнообразии), а через них выход на предметные и метапредметные результаты общего образования.
    Чтобы говорить о личностных результатах работы школьников над Посланиями Президента РФ, мне кажется, в статье не хватило места для описания методики «формирования у школьников оценочных суждений социальных явлений, собственной позиции по отношению к событиям современной жизни» (абзац первый данной статьи). Эту линию может подхватить и развить деловая игра, которая в статье представлена схематично, в ролевых диспозициях…

Комментарии запрещены.