КАКИМ БЫТЬ НОВОМУ ПРЕДМЕТУ
«РОССИЯ В МИРЕ»

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 3.

Главная тема выпуска журнала, который вы держите в руках, — «Россия в мире». Этот новый учебный предмет будет представлять собой интегрированный новый для нашей школы курс, а разработка его содержания — дело ближайшего будущего.

 

Евгений

ВЯЗЕМСКИЙ,

доктор педагогических наук,

профессор,

шеф-редактор журнала

«Просвещение. Общественные науки»

 
В образовательной области «Общественные науки» Федерального государственного образовательного стандарта предусмотрено введение нового учебного предмета — «Россия в мире». Целесообразность появления в школьной программе такого курса сразу стала повесткой широкой общественно­-педагогической дискуссии. Учитывая такой острый общественный интерес, выскажу ряд дискуссионных предположений о возможных подходах к разработке предмета «Россия в мире», сосредоточившись на его целях и содержании.

В отечественном образовании традиционно преобладает предметно-­аналитический подход к построению образовательного процесса. Познание окружающего мира, как правило, осуществляется путём рассмотрения его особенностей в рамках обособленных областей знания: история отдельно от географии, биология от физики и так далее. Такой подход особенно характерен для основной школы — он даёт возможность сформировать систематические предметные знания. Но в начальной и в старшей школе нужны учебные предметы синтетического, интегрированного характера. В начальной школе они позволяют постепенно перейти от естественного для младшего возраста целостного восприятия мира к его аналитическому членению. Так, в частности, в начальной школе есть синтетический курс «Окружающий мир». В старшей школе интегрированным учебным предметом является «Обществознание». Благодаря синергетическому эффекту интегрированные подходы помогают воспринимать мир как единое целое (в случае старшей школы — на новом этапе развития ученика), способствуют выявлению метапредметной и личностной составляющих обучения.

Выпускник современной школы должен быть социализирован, ему необходимо научиться «изнутри» понимать современное общество как целостный живой, функционирующий организм. Именно для решения этой задачи и задуман учебный предмет «Россия в мире», не как продолжение школьного курса истории, его цель — помочь молодому человеку понять место и роль своей страны в мировой цивилизации. Этот предмет даст знания о том, как нас воспринимают в мире, какую реакцию события внутри страны и её внешняя политика вызывают за рубежом, как формируются негативные стереотипы и предубеждения, а также что необходимо предпринять для их преодоления. Мы должны научить выпускников российской школы смотреть на окружающий мир глазами гражданина России, через призму национальных интересов своей страны. И в этом нет ничего необычного. Это одна из важнейших задач школы.

Хочу особо остановиться на важности понятия «национальные интересы страны». Для большинства развитых стран это системообразующий компонент, конструкт их внутренней и внешней политики, основа мироощущения граждан. «Плохо или хорошо это для моей страны и как следствие — для меня и моих близких?» — вот естественная логика человека (при этом важно, конечно, не оказаться в конфронтации со всем миром). В понятии «национальные интересы» есть и ещё один важный для развития нашего общества акцент: обратим внимание, не государственные, а национальные интересы, то есть важные не для абстрактного государства как надстроечной системы, а государства­-нации, которое все мы создаём. Научить жителя России жить и работать в парадигме национальных интересов своей страны — это и есть реальное движение к гражданскому обществу.

Подчеркну: цель нового учебного предмета не вооружение школьника дополнительными теоретическими знаниями. Главное — научить его использовать широкий спектр разнообразной общественно значимой информации для критического анализа конкретных ситуаций прошлого и настоящего, способов ответов России на внешние и внутренние политические вызовы, для оценки действий конкретных исторических личностей. Проще говоря, нужно научить школьников думать, сопоставлять, делать выводы, необходимые для выбора и сознательного принятия гражданских решений[1].

Теперь несколько слов о возможном подходе к проектированию содержания учебного предмета «Россия в мире». Примерно половина содержания учебной дисциплины может представлять собой анализ исторического материала, а вторая половина содержания предмета может быть сформирована путём интеграции сведений из различных общественных наук (экономики, географии, социологии, исторической демографии, культурологии). Кроме того, привлечение и исследование зарубежных источников поможет дополнить, расширить образ современной России в аспекте того, как нас и нашу Родину воспринимают в мире.

Подобная конструкция содержания учебного предмета станет педагогическим условием для синтеза предметных знаний из разных общественных наук как основы построения когнитивного компонента содержания учебного предмета. Деятельностная составляющая курса может быть обеспечена с помощью современного личностно ориентированного методического аппарата.

Считаю, что при разработке содержания предмета «Россия в мире» особенно важным станет избежать соблазнов упрощения, поиска лёгких для понимания аргументов. На сегодняшний день у нас ещё нет опыта создания подобного учебного предмета. И решение этой задачи потребует новых серьёзных научных, методически обоснованных подходов.

Евгений ВЯЗЕМСКИЙ,
доктор педагогических наук, профессор,
шеф-редактор журнала «Просвещение. Общественные науки»

[1] В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего образования сформулированы требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета «Россия в мире» — см.: Вестник образования: Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки Российской Федерации. 2012. — Июль. — № 13. — С. 25–26.

КАКИМ БЫТЬ НОВОМУ ПРЕДМЕТУ
«РОССИЯ В МИРЕ»
: 1 комментарий

  1. В редакторской статье, задающей направление очередному номеру журнала, профессионально четко и грамотно охарактеризованы ценностно-целевые, содержательные и деятельностные основы нового учебного предмета «Россия в мире», обоснована его роль в системе общего образования школьников и на его старшей ступени, в частности.
    «Профессионально четко и грамотно» — это значит,
    1) что «Россия в мире», сообразно ФГОС ОО для старшей школы, анализируется как новый учебный предмет, а не школьный курс, тяготеющий к модели любого из уже существующих гуманитарных предметов (История, География, Обществознание и т.д.),
    2) что проектирование его содержания не сводится к перекройке «предметного одеяла» или к созданию «мозаичного панно»,
    3) что впервые очерчен круг проблем социализации и культурации личности школьников, не решаемых в традиционных учебных предметах,
    4) что у России еще есть шанс перейти к созданию учебно-методических комплексов как преимущественно педагогических, а не академических проектов.
    В течение всего года Евгений Евгеньевич использовал встречи с педагогами и учеными в разных регионах страны для пропаганды нового журнала, поиска интересных авторов,и материалов, а его редакторские материалы «одухотворяли» издания и задавали им дискуссионный, творческий характер.

Комментарии запрещены.