ШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ РОССИИ И НОРВЕГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Статья раскрывает регулирование вопросов гражданского образования в образовательных стандартах России и Норвегии.

 

Мария

ЛЕСОНЕН,

преподаватель,

Северный государственный

медицинский университет,

Архангельск

 

Одной из главных ступеней образования, несомненно, является школьное. Оно даёт человеку знание основ всех наук: о природе, обществе, человеке, развивает познавательные способности.

Во многих странах школьное образование обязательно. В качестве примера для этого исследования приводятся соседние страны: Россия и Норвегия. Объём, направленность и содержательное наполнение школьного образования определяются заказом со стороны государства.

Данный заказ формулируется посредством образовательных стандартов.

С одной стороны стандарты служат целью унификации образовательного пространства в пределах всей страны, с другой стороны, помогают соотносить содержание образования с мировыми тенденциями.

Основные перемены в российском образовании задаются новым поколением ФГОС для средней и высшей школы. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования.

Всё содержание образования в сравниваемых странах представлено в государственных образовательных нормативах, обязательных для исполнения: «Федеральный государственный стандарт общего образования (основное общее образование, среднее (полное) образование)» и «Основной учебный план обязательного десятилетнего школьного образования Норвегии» (Core Curriculum for the 10-year compulsory school in Norway). Содержание образования в государственных образовательных стандартах сравниваемых стран представлено по ступеням обучения. Школьная система образования в России осуществляется при переходе с одной ступени на другую: начальное общее образование (I–IV классы), основное общее образование (V–IX классы), среднее (полное) образование (X–XI классы).
Общая продолжительность обучения составляет одиннадцать лет. В Норвежском королевстве обязательное школьное обучение длится десять лет и состоит из трёх ступеней: начальная ступень (Lower primary stage) — первые четыре года (I–IV классы), промежуточная (Upper primary stage) — следующие три (V–VII классы) и первая ступень средней школы (Lower secondary stage) — последние три года (VIII–X классы).

В Законе Российской Федерации «Об образовании» определено, что государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет (ст. 7, п. 5). Периодичность утверждения государственных стандартов в официальных документах Норвегии не оговаривается, сказано лишь, что они корректируются по мере необходимости.

В Норвегии образовательный стандарт является неотъемлемой составной частью государственного учебного плана. Норвежский учебный план состоит из двух основных частей: общей и предметной. В общей части сформулированы цели и задачи школьного образования. В конце данного раздела представлены базисный учебный план и распределение часов по учебным предметам. Вторая часть государственного учебного плана Норвегии, предметная, в ней представлены краткое описание назначения и цели преподавания предметов, их тематические разделы и методические рекомендации по организации познавательной деятельности учащихся.

В России образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы.

Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения ООП;
  • к структуре ООП;
  • к условиям реализации ООП.

Таб. 1. Численная характеристика систем школьного образования в России и Норвегии.

  Россия Норвегия
Количество образовательных учреждений среднего образования 1 103 000 2 957
Количество общеобразовательных учреждений 52 400 2 957
Количество обучающихся по образовательным программам общего образования 13 659 000 614 020

Численная характеристика показывает, что системы школьного образования России и Норвегии значительно отличаются по масштабам. Естественно, что при такой разнице организация системы образования, его содержания будут отличаться по своей специфике. Однако, несмотря на это, мы увидим позиции, касающиеся гражданского образования, прописанными в стандартах обеих стран.

В современных условиях принятия новых образовательных стандартов в России возрастает значимость формирования гражданской идентичности школьников[1]. Сделать это возможно посредством гражданского образования, используя присущие ему организационно-педагогические условия.

Регулирование вопросов, касающихся гражданского образования в образовательных стандартах, и явилось объектом для сравнения.

Таб. 2. Сравнительная характеристика образовательных стандартов России и Норвегии в области гражданского образования.

Критерий для сравнения Россия Норвегия
Цели школьного образования
  • Стандарт направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся.
  • Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

— осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.

— осознающий себя личностью, социально-активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством и человечеством.

  • Обучение призвано способствовать демократии, национальному и интернациональному самосознанию. В процессе обучения следует прививать чувство сопричастности к другим народам.
  • В основе наших христианских и гуманистических традиций лежат равноценность людей, их права и рациональность.

 

Цели предметной области Изучение предметной области «общественно-научные предметы» должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации. Предмет «общественные науки» имеет целью помочь создать понимание и веру в фундаментальные права человека, демократические ценности и равенство и вдохновить идеей активной гражданственности и демократического участия.

Предмет «политика и демократия»: Главная предметная область покрывает политическую систему на всех уровнях и государство благоденствия. Дисциплина исследует политические партии и что может быть понятым под демократией. В этой главной предметной области акцент делается на связях между системой правления, правовым государством и правами человека.

Главные предметные области, непосредственно затрагивающие проблематику гражданского образования и прав человека. Интегрированный курс «Обществознание» (включает экономику и право).

В проекте ФГОС для среднего (полного) общего образования —

Россия в мире; Право; Обществознание.

Интегрированный курс «Социальные науки» (включает социологию).

Курс политики и демократии в старшей школе.

Количество учебного времени, отведенного на вопросы гражданского образования. 6–9 классы — Обществознание (интегрированное с экономикой и правом ) — 140 часов[2] (1 час в неделю)

10-11 классы — Обществознание (интегрированное с экономикой и правом) — 140 часов (1 час в неделю).

Общий курс — 256 учебных часов в начальной средней школе

Программы для специализации по основным наукам в старшей школе — 84 часа[3]

Основные навыки и компетенции, формирующиеся при изучении данных предметов.
  • Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизме, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

 

  • Выявить политические институты в Норвегии и сравнить их с институтами в других странах
  • Определить примеры и обсуждать демократию как форму правления, определить политическое влияние и распределение власти в Норвегии и использовать различные каналы для получения опыта демократии.
  • Определить фундаментальные права человека и обсуждать ценность их уважения.


Выводы:

  • В образовательных стандартах обеих стран прописаны позиции, касающиеся гражданского образования.
  • Имеет место тождественность предметных областей, связанных с гражданских образованием: «Обществознание» в России и «Социальные науки» в Норвегии.
  • В России больше внимания уделено формированию гражданской идентичности посредством гражданского образования (как в стандарте для основного общего образования, так и в проекте стандарта для среднего (полного) образования), в Норвегии же чаще говорится о таком понятии как «демократия».
  • Количество часов, предусмотренное на изучение обществоведческих курсов, сопоставимо в обеих странах.
  • Отличительной особенностью норвежской системы образования, зафиксированной в стандарте, является ориентация на христианские ценности, что полностью отсутствует в российских документах, поскольку по конституции школа и церковь разделены.

 

[links&resources]

 
[1] Согласно определению Иоффе А.Н., д.п.н., гражданская идентичность — ощущение принадлежности к сообществу той или иной страны, готовность участвовать в решении общих дел, признание совпадения личных интересов с ообщим благом, принятие ценности сотрудничества и взаимодействия в решении общезначимых дел, способность к конструктивному поиску пути решения общественных проблем.
[2] Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.
[3] Social studies subject curriculum established as a Regulation by the Ministry of Education and Research on 24 June 2010
4. Вульфсон Б.Л. Методы сравнительно-педагогических исследований//Педагогика. — 2002. № 2. — С. 70-80.
5. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. — М.: Издательство УРАО., 1999. — 208 с.
6. Гражданское образование. Учебно-методическое пособие / Под. Ред. Бордовского Г.А., Гороховатской Н.В., Морозовой С.А., Жихаревича М.Е., — СПб.: изд-во РГПУ имени А.И. Герцена, 2003, — 247 с. (результат международного проекта по сравнению систем гражданского образования).
7. Гражданское образование — педагогический ,социальный и культурный феномен. — СПб.: Изд-во «Союз»., 2006. — 167 с.
8. Гриншпун С.С. Современные тенденции развития школьного образования в Скандинавии // // Педагогика. — 2006.-№ 8. — С. 100-106.
9. Джуринский А.Н. Зарубежная педагогика. — М.:Гардарики, 2008. — 384 с.
10. Джуринский А.Н. Развитие образования на современном этапе. Учебное пособие. — М.: Владос., 1999. — 200 с.
11. Лебедева О.В. Развитие гражданского образования в России (XVIII-начало XXI вв.): дисс. док. пед. наук. — Вятка., 2006. — 431 с. — РГБ ОД 71 06 — 13/105.
12. Методические занятия с педагогическим коллективом: гражданское образование и воспитание/сост. В.Ю. Розка. — Волгоград: Учитель, 2007. — 102 с.
13. Никитин А.Ф. О гражданском образовании // Преподавание истории в школе 1995 № 1.- С. 23-26
14. Элиасберг Н.И. Содержание правового образования в школе // Преподавание истории в школе 1996 № 4., с. 66-75 Глухарева Л.И. Права человека в современном мире. — М., 2003.
15. New elements in the subject syllabuses [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.regjerigrn_no. Проверено. Заглавие с экрана.
16. The Norwegian Education System 2003 [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.regjerigrn_no. Проверено 30.01.2009. Заглавие с экрана What is «Knowledge promotion»? [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.government.no. Проверено. Заглавие с экрана.