НОВЫЙ СТАНДАРТ — НОВЫЙ ПРИНЦИП ПРЕПОДАВАНИЯ

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 1.


С точки зрения науковедения, география — система естественных и общественных наук. Следовательно, и школьная география охватывает многие аспекты как естественного, так и социально-гуманитарного научного знания. Вместе с тем в школе изучаются не науки, а учебные дисциплины.
По задачам, которые ставятся перед школьной географией, она, без сомнения, должна быть отнесена к общественным дисциплинам.
О новых подходах к преподаванию географии в школе — в беседе с кандидатом географических наук Людмилой САВЕЛЬЕВОЙ.

 

Людмила

САВЕЛЬЕВА,

заместитель

главного

редактора

издательства «Просвещение»

 

— Людмила Евгеньевна, что меняется в преподавании географии?

— Основным вкладом географии в достижение целей основного общего образования становится формирование у учащихся умения применять географические знания в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений; приобретение опыта адаптации к условиям окружающей среды, экологически сообразного поведения в ней и обеспечения безопасности жизнедеятельности. В соответствии с обозначенным вкладом и будут происходить изменения в преподавании, которые должны коснуться не столько теоретической, содержательной стороны предметной области, сколько организации учебной и внеучебной деятельности.

Ведь в чём заключается главная функция преподавателя? Это формирование не столько предметных знаний, сколько универсальных учебных действий (УУД) на основе своего предмета. Поэтому нужно полностью перестраивать методы работы — делать их практико-ориентированными, познавательными, переходить на сотрудничество с учеником. Сейчас же преподавание строится по принципу: прочитай, перескажи, покажи на карте — это единый, безальтернативный вариант проведения урока. А нужен совершенно иной подход.

Ещё один аспект изменений в преподавании — это широкое внедрение информационно-коммуникативных технологий, работа с электронными продуктами. Конечно, такая работа во многом зависит от того, какую базу и информационно-образовательную среду обеспечила школа. Это могут быть любые информационно-образовательные ресурсы, например, компакт-диски, которые входят в УМК. Издательство «Про-свещение» перешло на выпуск учебников с электронным приложением не потому, что оно так захотело, а потому, что этого требует ФГОС.

Но информационно-образовательная среда — это не то, что тебе даётся в готовом виде, учитель должен формировать её сам. Это не только электронные, но и бумажные ресурсы. Стандарт под информационно-образовательной средой понимает, во-первых, информационно-методическое обеспечение — бумага, электронные продукты, натуральные модели, всё то, что работает на образовательный процесс. Во-вторых, технические средства — компьютеры, электронные доски, гаджеты. В-третьих, педагогические технологии, т. е. способность учителя применять всё это в образовательном процессе. Это очень широкий спектр, и учитель должен строить образовательную деятельность в зависимости от своих преференций, интереса в классе, сложности класса…

Теперь иначе формулируется цель: не выучить географию, а научиться применять полученные сведения для оценки, прогнозирования процессов, происходящих в природе и обществе. Для этого нужны совсем другие навыки. Например, ученику рассказывают, что у такой-то реки бывает такой-то режим, случаются наводнения, когда они происходят, почему…

— …А ученик рассуждает, почему нельзя ехать отдыхать на эту реку в определённое время года…

— Совершенно верно. И это абсолютно новый подход.

— То есть цель — не теория, а практика?

— Именно. Как раз в таком формате мы создавали «Сферы». Их идеология такая — учебник содержит мало текстовой, но очень много другой информации, как раз той, которая направлена на выработку универсальных учебных действий, то есть на организацию совместного учебно-по-знавательного процесса: проанализировать таблицу, или посмотреть таблицу и составить график, или рассмотреть диаграмму и сделать выводы. На одном развороте огромная информационная ёмкость, там очень много материала, только он не текстовый. Грамотные учителя высоко оценивают этот учебник, а в каких-то школах говорят: «У нас же учитель очень слабый, он не имеет географического образования (например, биолог работает ещё и географом), для него мало текста». На это приходится отвечать: учебник создаётся не для учителя, а для ученика, а повышать квалификацию учитель должен иными способами.

Таких проблем очень много. Переход на новый стандарт будет осложняться тем, что масса учителей вообще не владеет ИКТ, они боятся компьютера. А у молодых учителей перекос в другую сторону — бездумного, бессистемного использования технологий. Сорок минут урока — это очень мало. Поэтому учитель должен продумать, на каком этапе какая деятельность будет осуществляться, когда понадобится компьютер и понадобится ли он вообще. Ведь количество ресурсов, представленное, например, в приложении к учебнику в виде электронного диска, сильно превышает лимит времени и возможности их использования. И это делается специально, чтобы учитель имел альтернативу.

— Какие дополнительные возможности для педагогов появляются в связи с развитием информационно-коммуникативных технологий?

— Это применение в учебном процессе интерактивных моделей природных и общественных явлений и процессов, использование электронных карт, электронных вариантов тестирования и выполнения практических работ, активное использование ресурсов Интернета. По географии таких ресурсов особенно много, потому что это благодатный материал.

— Меняется ли количество часов, выделяемых на преподавание географии?

— ФГОС не определяет количество учебных часов по предметам. Только в документах сопровождения стандарта имеются примерные учебные планы, носящие рекомендательный характер. Именно на них, как правило, ориентируются авторы УМК и создатели рабочих программ. Согласно примерным учебным планам количество выделяемых на изучение географии часов увеличено за счёт одного часа в неделю в пятом классе.

— Какие дополнительные возможности даёт преподавателям географии проектная деятельность?

— Проектная деятельность учащихся — это возможность развития проектного мышления, т. е. способности определять дальнюю и ближнюю перспективу, находить ресурсы, намечать план и достаточно долго удерживать цель своих действий, оценивать результат, соотносить его с поставленной целью. Проектный тип мышления — это залог дальнейшего успеха в жизни. Учебные проекты по географии могут готовиться в рамках курса даже пятого класса, при этом их тематика должна быть привязана к изучаемому материалу. География — это такой предмет, который сам даёт больше материала для проектной деятельности, нежели проектная деятельность для этого предмета. По мере освоения содержания и приобретения навыков учащиеся на географическом материале могут разрабатывать самые разнообразные типы проектов: интеллектуально-эвристические, практико-ориентированные, творческие, аналитические, исследовательские и т. д.

Для преподавателя проектная деятельность — дополнительная головная боль, так как это очень сложный вид работы. Это деятельность ученика, но преподаватель должен совершить множество шагов, готовя к ней ребёнка. К тому же она не может быть массовой: проекты или групповые, или, что встречается чаще, индивидуальные. Для того чтобы ребёнок смог осуществить проект, необходимо сопровождение по аналогии со студентами, которые пишут курсовые работы, — у каждого есть научный руководитель. А теперь представьте, что у вас в классе тридцать два ребёнка и каждым нужно руководить. Конечно, для учителя, для его роста как педагога с большой буквы проектная деятельность полезна — она заставляет его постигать много конкретных научных проблем, расти методически. Но это очень сложный вид деятельности, которым далеко не все владеют.

— Насколько способствует изучению географии, других предметов, повышению квалификации учителей дистанционное обучение?

— С развитием Интернета, технических средств, возможностей общения в онлайновом режиме дистанционное образование получило дополнительный импульс, появились возможности качественных изменений в организации самого процесса обучения, реализации его самых разнообразных форм.

Дистанционное образование может помочь тем, кто не имеет доступа к участию в оригинальных проектах, возможности общения с интересными личностями. Тем более оно может помогать людям из удалённых районов, с ограниченными физическими возможностями — таких очень много. Дистанционное образование можно использовать, например, при повышении квалификации учителей, ведь наша страна — не только Москва и даже не только центральная Россия. И по мере того, как такой вид связи будет удешевляться, доходить до отдаленных регионов, будет всё проще.

— Но ведь заменить живое общение невозможно…

— На самом деле так только кажется, потому что мы привыкли к одной форме. Если пообщаешься в режиме онлайн буквально одно-два занятия, всё напряжение и дискомфорт полностью уйдут. Точно так же трудно в первый раз выступать перед камерой, особенно когда ты не видишь аудиторию, но это дело привычки. Проблема здесь в другом. Для того чтобы такая форма была эффективна, она должна быть хорошо организована. Например, если запланирован курс повышения квалификации учителей в 72 часа, все эти часы должны быть полноценно отработаны, так же как 72-часовой курс в живом общении. Необходима разработка и практическая реализация конкретных программ дистанционного обучения, нужны специалисты высокой квалификации для разработки таких программ, их методического обеспечения и последовательного осуществления. Если нормально проводить такое обучение, то эта форма так же эффективна, как и живое общение.

Беседовала Анна Белякова