Я — ГРАЖДАНИН РОССИИ.
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 1.


В современном глобальном мире при возрастании экономической конкуренции и интенсивности межкультурного взаимодействия особую актуальность приобретают вопросы гражданской идентичности и ценностных ориентиров личности. Это отражается и в государственной политике в области образования.

В современном глобальном мире при возрастании экономической конкуренции и интенсивности межкультурного взаимодействия особую актуальность приобретают вопросы гражданской идентичности и ценностных ориентиров личности. Это отражается и в государственной политике в области образования. Новые федеральные государственные стандарты образования и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России особо подчёркивают важность воспитательных акцентов, ориентированы на проектную деятельность в области формирования политической и правовой культуры подрастающего поколения россиян.
Гражданское образование, понимаемое как воспитание гражданина в духе демократии, активно развивается в России в течение последних 20 лет. Этому способствовали письма Министерства образования Российской Федерации в 1990-е годы, развитие программ гражданско-патриотического, гражданско-правового образования, создание центров гражданского образования в различных регионах.

При общем понимании и принятии основных понятий существуют различные подходы и модели гражданского образования. Они отличаются прежде всего расстановкой акцентов и выделением наиболее важных проблем, реализуются не только в учебной деятельности, но и во внеклассной воспитательной работе. Условно все эти подходы можно разделить на несколько групп. Обобщение существующих теоретических исследований и педагогического опыта позволяет выделить несколько моделей.

Модели гражданского образования и воспитания

Предметная модель

Акцент делается на передаче подрастающему поколению определённых знаний и развитии гражданских умений в ходе изучения отдельных дисциплин, таких, как граждановедение, обществознание, правоведение, социология, экономика, культурология и др. Гражданское образование также может осуществляться на уроках истории, литературы, иностранного языка. Учащиеся приобретают не только знания, но и ряд умений, способов деятельности, а также демократические ценностные ориентации. Однако делается это в рамках учебного предмета. Эффективность данной модели гражданского образования повышается в случае установления межпредметных связей и координации деятельности преподавателей всех учебных дисциплин. Недостатками данной модели являются жёсткие временные рамки учебной деятельности; опасность предметной разобщённости; излишняя теоретизация и формализация знаний; тематическая ограниченность. Примерами этой модели является большинство учебников по граждановедению и обществоведению в России.

Институциональная модель

Первоочередное внимание уделяется созданию демократической обстановки в школе, формированию правового пространства. В данном случае предметы, связанные с гражданским образованием, являются лишь небольшой частью общей системы организации школы, важными элементами которой являются органы школьного самоуправления.

Проектная модель

Данная модель предполагает разработку и осуществление школьниками социального проекта, направленного на выявление, анализ и решение той или иной общественной проблемы. Проектная деятельность учащихся предполагает их активную деятельность по выбору определённой социальной проблемы, её анализу и разработке вариантов решения. В данном случае подростки приобретают социальные компетенции и учатся принимать ответственные решения по улучшению социальной ситуации в окружающем сообществе.

Примером данной модели является проект «Гражданин». Все модели важны для воспитания гражданина. На уроках по обществознанию и другим общественным дисциплинам учащиеся могут получить необходимые знания и умения, демократический климат в школе будет способствовать формированию гражданской активности, а проектная деятельность — развитию необходимых компетенций для жизни в обществе.

Чрезвычайно эффективной представляется проектная модель. Школьники выполняют различные социальные проекты по улучшению деятельности школы и социума.

Лидирующее положение в образовательных учреждениях России приобрёл социальный проект «Гражданин», который за последние десять лет стал хорошим средством обретения гражданской зрелости для многих тысяч российских школьников, активно участвующих во всероссийских акциях «Я — гражданин России».

Акция проводится под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации, входит в приоритетный национальный проект «Образование». Её целью является вовлечение молодых граждан в общественно полезную социальную деятельность, формирование у них активной гражданской позиции и получение опыта конструктивного решения социальных проблем (см. Положение об акции на сайте «Учительской газеты»[http://www.ug.ru/article/243]).

Позитивной чертой данной технологии является универсальность: проектная деятельность учащихся может реализовываться как в рамках учебно-воспитательного процесса (на занятиях обществоведческих и гражданско-правовых циклов, факультативных занятиях, классных часах), так и вне стен школы — в учреждениях дополнительного образования, общественных детских и молодёжных объединениях.

Этот вариант социального проектирования включает в себя несколько последовательных стадий реализации социального проекта.

После ознакомления учащихся с проектом «Гражданин» основными этапами деятельности учащихся являются выбор проблемы, сбор информации, разработка собственного варианта решения проблемы и реализация плана действия командой учащихся. При выборе проблемы выявляются и анализируются проблемы школы или микрорайона, а затем проводится голосование и выбирается одна проблема для решения.

Затем происходит сбор информации в СМИ, Интернете и других источниках о значимости проблемы и возможности её решения. Разрабатывается вариант решения проблемы, который затем реализуется командой учащихся. Все материалы собираются в портфолио, наиболее значимые из них помещаются на стенды, в том числе фотографии, рисунки, плакаты, схемы и диаграммы. Презентация проектов организуется как конкурс команд и оценивается жюри. Лучшие работы региона направляются на Всероссийскую акцию «Я — гражданин России». После проведения проекта проводится рефлексия — анализ учащимися работы над проектом, его презентации на конкурсе, выявление ошибок, оценка трудностей и т. д.

Проект «Гражданин» знакомит школьников с методами и процедурами, принятыми в общественно-политической деятельности, и даёт им практические навыки участия в общественной жизни района, города, страны в целом. У школьников воспитывается заинтересованность в решении проблем окружающего мира, формируются умения социальной коммуникации, конструктивного взаимодействия с властными органами и общественностью для достижения поставленных целей. Проблемы, которые решаются подростками, не являются смоделированными, они носят реальный характер. Одним из важных критериев успешности проекта признаётся его практическая реализация.

Опыт проведения Всероссийской акции «Я — гражданин России» показывает, что учащиеся выбирают для своей проектной деятельности проблемы в таких областях, как сохранение исторической памяти, экология, забота о людях, нуждающихся в особой помощи, благоустройство микрорайона, пропаганда здорового образа жизни, трудоустройство молодёжи и др.

Примеры проектов акции 2011 года свидетельствуют о стремлении школьников помочь в решении целого ряда проблем. Ярким образцом такой работы служит проект самарских школьников. Самара представила проект «Мы вместе», посвящённый трудоустройству школьников во время школьных каникул, выполненный объединённой командой школ № 34, 32 и Лицея авиационного профиля № 135.

Целью данного проекта стало создание инициативной группой условий для летнего трудоустройства своих ровесников. В ходе проекта ребятами выявлены проблемы, возникающие у школьников при трудоустройстве в каникулярный период. Авторы проекта обратили внимание всех заинтересованных лиц, что из-за недостаточности финансирования только 37% школьников из числа обратившихся смогли устроиться на работу через городской молодёжный центр занятости. Проектная группа «Мы вместе» приняла участие в заседании профильного комитета Думы городского округа Самары по проблеме летнего трудоустройства школьников. Результатом реализации проекта стало увеличение на 1,5 млн рублей финансирования из бюджета Самарской области на улучшение организации занятости несовершеннолетних граждан, трудоустройство школьников в своих образовательных учреждениях.

Всероссийская акция «Я — гражданин России» успешно осуществляется с 2001 года, она будет продолжаться и далее. Проведение учащимися социальных проектов, ориентированных на улучшение жизни в обществе, наряду с развитием других направлений гражданского образования будет способствовать воспитанию гражданственности, развитию у подростков активной гражданской позиции, вовлечению молодёжи в общественные процессы.

Я — ГРАЖДАНИН РОССИИ.
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
: 1 комментарий

  1. А в Волгограде данным направлением увы никто не занимается.

Комментарии запрещены.