ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 1.

Как быть педагогу в условиях существования огромного массива альтернативных информационных источников, каждый из которых альтернативен другому ещё и в силу своей идеологической ориентации?

 

 

Александр

ЛЕБЕДКОВ,

научный

сотрудник

ИСМО

РАО

 

В начале третьего тысячелетия информационная среда поменялась настолько радикально, что уже невозможно себе представить дальнейшее развитие мира без параллельного развития информационных технологий. Сегодня это уже не одностороннее воздействие политических или экономических структур на граждан через СМИ и Интернет, а крайне запутанное, способное подвергаться манипуляциям, но всё же взаимодействие — взаимное действие тех и других.

В новых условиях информационные умения, а также способность активно их использовать в практической деятельности становятся необходимыми условиями социализации личности.

Какие же перспективы открываются перед школьным преподаванием истории в связи с радикальным изменением информационной среды?

Во-первых, сама информационная среда при обращении к ней в целях преподавания/обучения нуждается в систематизации и классификации. Во-вторых, необходимо осмысление дидактических возможностей широкого спектра информационных ресурсов, а также серьёзное размышление над ролью школы как социального института в связи с новыми условиями существования человека в современном социуме.
Информационные потоки, насыщенные исторической информацией, можно разделить на несколько основных групп, значительная часть которых представлена на просторах Интернета — информационной оболочке современного общества и культуры.

К первой группе («академическая история») следует отнести письменные, изобразительные и аудиовизуальные исторические источники, а также научные исследования (публикации в научных журналах, выложенные в электронных библиотеках монографии, исторические карты
и т. д.). Например, источники, размещённые на сайте исторического факультета МГУ[http://www.hist.msu.ru/ER/index.html] и множества других университетов и научных учреждений, атлас Всемирной истории[http://historyatlas.narod.ru], электронные научные библиотеки[http://feb-web.ru], новости исторической науки[http://ucmopuku.livejournal.com].

Следует отметить необходимость достаточно высокой квалификации педагога для работы с указанными информационными источниками, неадаптированными к школьному преподаванию истории. Тем не менее они незаменимы при составлении собственных дидактических материалов и хрестоматий, поскольку тексты исторических источников в большинстве случаев снабжены научным аппаратом и подробным комментарием.
Вторая группа интернет-ресурсов исторического содержания — это огромный корпус сайтов, которые ранее получили бы название научно-популярных. Как правило, они посвящены тому или иному историческому явлению или процессу либо представляют собой площадку, на которой профессиональные историки публикуют свои научные материалы, популяризируя таким образом собственную тему исследования. Специализированные блоги и сообщества: http://abc1918.livejournal.com; http://d-v-sokolov.livejournal.com; http://ancientrome.ru; http://militera.lib.ru/ index.html. Блоги, которые ведут профессиональные историки: http://alliruk.livejournal.com, http://wyradhe.livejournal.com, http://salery.livejournal.com.

Третья группа — специализированные ресурсы, предназначенные для участников образовательного процесса. Здесь наряду с серьёзными порталами и ресурсами, как, например, http://www.school.edu.ru/default.asp; http://www.if.tsu.ru/textbook.htm, присутствуют и весьма сомнительные по своему содержанию сайты типа http://referat.historic.ru, http://www.bestreferat.ru, представляющие собой библиотеки готовых текстов по той или иной проблематике — рефератов, курсовых и дипломных работ.

Четвёртая группа информационных ресурсов, пользующаяся значительной популярностью среди интернет-аудитории, — это энциклопедии, словари и справочники, во множестве разбросанные по пространствам глобальной информационной сети (например http://dic.academic.ru; http://bse.sci-lib.com).
Одним из популярнейших среди них ресурсов в последние годы является русскоязычная часть проекта Wikipedia[http://ru.wikipedia.org]. Суть так называемой «народной энциклопедии» в том, что она создаётся усилиями самих пользователей Интернета, в силу чего пребывает в процессе постоянного обновления и требует особого внимания к достоверности информации.

Значительное внимание уделяется истории на сайтах общественно-политического характера (пятая группа интернет-ресурсов). Весь корпус общественно-политических текстов, представленных в глобальном информационном пространстве, можно разделить по формальным и содержательным особенностям: научные исследования, аналитика (или, если более точно, текущая политическая экспертиза), политическая публицистика, политическая сатира, документальные материалы и новостной поток. Грани между некоторыми из них часто бывают размыты.

И наконец, шестая группа интернет-ресурсов, содержащих историческую информацию, — это материалы представляющие собой так называемый креолизованный текст, то есть текст, синтезирующий в себе различные знаковые системы — вербальную и коническую. Исследователи выделяют следующие виды креолизованных текстов: политический плакат, агитационную листовку, политическую карикатуру и иллюстративный материал политической публицистики[1]. Благодаря значительной силе психологического воздействия, широкому распространению в Интернете (где креолизация вообще является одним из основополагающих принципов) креолизованные тексты следует рассматривать как особую группу. Примеры специализированных сайтов: http://soviet-museum.narod2.ru/plakat.html; http://povragam- mira.narod.ru.

Классификация информационных ресурсов, идущая, главным образом, от их содержания, будет ущербной без учёта разнообразия конкретных форм представления материала. Блоги, форумы, расшифровка радио- и телепрограмм — все эти тексты бытуют наравне с традиционной публикацией заранее подготовленного и отредактированного текста. Следует отметить растущую роль блогов и блогосферы, всё многообразие которой, очевидно, не влезает в тесные одежды «бумажных» классификаций.

Информационно значимое наполнение информационного ресурса может состоять из текста, графики, аудио- и видеоматериалов, анимации. До сих пор речь шла лишь о текстовом и графическом компонентах. В то же время в Сети можно найти большое количество хроникальных видеозаписей, научно-популярных телепередач, документальных и художественных фильмов, выступлений историков (например http://intellect-video.com). Огромные возможности представляет контент видеохостинга YouTube [http://www.youtube.com], а также социальной сети «ВКонтакте»[http://vk.com]. Например, по тегу «история России» легко найти цикл лекций телеканала «Бибигон», а также выступления профессиональных историков в рамках проекта ACADEMIA телеканала «Культура».

Можно отметить такие популярные глянцевые журналы, как «Вокруг света», «Караван историй», «Биография», где публикуются подробные и качественно иллюстрированные биографии знаменитых людей прошлого, освещаются те или иные исторические сюжеты. Последние несколько лет на рынке периодических изданий появились серии журналов и партворков исторического содержания («100 битв», «100 великих имён», «Дворцы и усадьбы», «Великие парусники» и т. д. издательства Де Агостини). Отдельные издания данного сегмента рынка периодики могут служить средством для самостоятельной подготовки сообщения по какой-либо теме и стать предметом критического анализа со стороны учащихся и педагога.

Программы, посвящённые истории, встречаются на таких радиостанциях, как «Радио Культура», «Эхо Москвы», «Радио России», «Маяк», но доля молодёжи в аудиториях этих каналов ничтожна.
Нельзя не учитывать значительное количество исторических программ и художественных фильмов на исторические сюжеты, демонстрируемых телеканалами и так или иначе оказывающих воздействие на массовое сознание. Значительная часть телепродукции отличается тенденциозностью, исторически недостоверна и создаётся, как признают даже сами её авторы, исключительно в коммерческих целях, но с учётом господствующей в обществе политической тенденции[2]. Можно говорить о том, что сегодняшнее телевидение формирует мифологизированный образ истории, прежде всего истории России. В то же время в такой ситуации есть и свои плюсы. Историческая недостоверность и политически обусловленная дискуссионность телевизионной продукции может служить мощным мотивирующим толчком к более пристальному и глубокому изучению истории.

Что касается форм и содержания информационных потоков с исторической информацией, то здесь мы можем наблюдать чрезвычайную мозаичность форм представления истории, а также тенденцию к её мифологизации в угоду коммерческим или политическим интересам различных социальных групп.
Задача педагога — поддержание высокого уровня собственной информационной культуры и кропотливая работа по формированию информационной компетентности учащихся, в том числе в области исторического знания.

Большое значение в этой ситуации имеет качество учебной литературы, с которой работает учитель. Современные учебно-методические комплексы представляют собой систему дидактических средств обучения и различных источников информации, которые призваны помочь учителю и ученику в работе. Выбирая УМК, учитель должен обратить внимание на наличие в учебных пособиях ссылок на дополнительные ресурсы, в том числе представленные в Интернете, а также на особенности электронного приложения к учебнику.

[links&resources]

[1] Ворошилова М.Б. Креолизованный текст в политическом дискурсе // Политическая лингвистика. Вып. 3(23). — Екатеринбург, 2007.
[http://www.philology.ru/linguistics1/voroshilova-07b.htm]

[2] С. Евдокимов: «У любого руководителя федерального канала главная задача — чтобы в заведении через дорогу все были довольны»
[http://slon.ru/articles/357505/?sphrase_id=74474]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»: 1 комментарий

  1. Благодарю за статью. Насущная проблема, как для школы, так и для вузов. И именно в такой последовательности, так как проблема заключается в том, что те, кто в школе не получил основ пользования интернет-ресурсами по гуманитарным предметам, в вузах проявляет необычайное упорство в следовании материалу взятому из этих источников. Конечно, школьная программа очень ограничена в возможностях, так как на обычный материал всегда мало времени, но возможно стоит чем либо пожертвовать, во имя проведения нескольких уроков в компьютерных классах с целью показать подопечным, насколько сложно, но необходимо уметь разбираться в материале. На данный момент уже нет ничего необычного в том, что учитель предлагает самым непоседливым ученикам, у которых есть интернет в телефоне, чтобы они нашли какие либо определения, даты, многое другое. Но этого мало, для того, чтобы ученики научились самостоятельно выбирать ресурс и нужный материал, а так же главное в нем.
    Конечно школьная программа не предусматривает пользование интернетом, но возможно отход от правил так же был бы не бесполезен.
    Надеюсь ваша статья послужит хорошим подспорьем для тех, кто решится как-то повлиять на информационную грамотность школьников в области интернет-ресурсов.

Комментарии запрещены.