ИСТОРИЯ СПОРТА — ИСТОРИЯ СТРАНЫ

Опубликовано в печатной версии журнала. Вып. № 1.


Во время главных футбольных сражений проявляются самые заметные ритуальные маркеры, соединяющие нацию: гимн, флаг, лучшие игроки той или иной страны. Вся нация объединяется, следя за игрой своей команды.

 

Юрий

КЫНАТОВ,

учитель истории

и обществознания,

лауреат Всероссийского конкурса

«Учитель года»

  
Рассматривая футбол как социальный феномен, интересно проследить за закономерностями развития этой игры и развития типа государства, а также педагогическими возможностями изучения истории футбола.
Футбол зародился в демократичной Британии и изначально был изобретён для проведения досуга людьми, которые сами придумали правила. Британский футбол завоевал популярность у всех народов мира и был включён в программу Олимпийских игр, стал разыгрываться и Кубок мира по футболу. Но постепенно игра превратилась в орудие политиков для повышения престижа страны, стала социально значимым культурным явлением. Так, в фашистской тоталитарной Италии Муссолини придавал большое значение развитию футбола. Не отставала от Италии и Германия. Итальянцы при дуче добились выдающихся успехов: два первых места на Чемпионате мира — 1934 и 1938 годов и олимпийская победа в 1936 году. Немцы заняли третье место на Чемпионате мира 1934 года. Мощная поддержка государством футбола принесла свои плоды. После поражения во Второй мировой войне тоталитарная система в Германии и Италии была демонтирована, и футбол потерял государственную поддержку. Во многом вследствие этого итальянцы не знали футбольных успехов до конца 1960-х годов. Германия оправилась чуть быстрее — в 1954 году. Взлёт итальянского и немецкого футбола связан с экономическим чудом в этих странах и переходом к другой системе позиционирования футбола — превращением игры в часть индустрии развлечений.

По мере развития европейской экономики индустрия футбола всё теснее переплеталась с бизнесом и финансами. Футбол стал самостоятельным и выгодным делом, важной составляющей сферы услуг. Постиндустриальное общество явилось катализатором развития футбола.

Англия, Италия, Испания, Германия и Франция имеют самые престижные и прибыльные чемпионаты. Можно добавить к ним и Голландию. Сборные этих стран в послевоенный период выиграли 9 чемпионатов Европы из 13 и 7 чемпионатов мира из 15. Остальные 8 чемпионатов выиграли Бразилия, Аргентина и Уругвай, для которых футбол является частью государственной политики, в каком-то смысле частью религии.

После Второй мировой войны в этих южноамериканских странах установились военно-фашистские диктатуры, которым победа в Кубке мира была жизненно необходима, и для достижения такой цели они оказывали сборным командам своих стран всяческую поддержку, в том числе используя подкуп судей и игроков других сборных.

Однако эта игра всё же сохраняет относительную национальную автономию.

Футбол на чемпионатах мира или национальных чемпионатах стал одним из ключевых символов национальной идентичности. Во время футбольного матча «воображаемое сообщество» сограждан получает наглядное выражение в виде футбольной сборной.

При этом часто футбол рассматривается государством как полезный инструмент достижения неспортивных целей: социального контроля, улучшения здоровья, создания рабочих мест, стимулирования развития туризма и т. п.

Развитие футбола в мире имело два вектора. Один вектор характеризуется государственной прямой поддержкой футбола с целью повышения престижа страны. Другой вектор связан с финансовыми вливаниями частного сектора развитых экономик с целью извлечения прибыли, превращения игры в составляющую часть сферы услуг постиндустриального информационного общества (страны Западной Европы, США, Япония, Корея).

Русский футбол при императоре Николае II развивался без поддержки государства. Результат был плачевным: на Олимпийских играх 1912 года сборная России проиграла Германии со счётом 0:16! Пресса тех лет окрестила этот матч как «футбольную Цусиму». В Советском Союзе ситуация изменилась. Футбол стал поддерживаться государством с начала 1930-х годов.

Сборная СССР выиграла Чемпионат Европы 1960 года, была второй на Чемпионате Европы — 1964, 1972, 1988 годов, играла в полуфинале Евро-68. СССР также занял 4 место на чемпионате мира 1966 года, входил в восьмёрку сильнейших команд планеты на Чемпионате мира 1958, 1962, 1970, 1982 годов, показал великолепную игру на Чемпионате мира 1986 года, выиграл Олимпийские игры 1956, 1988 годов, стал третьим призёром Олимпиад 1972, 1976, 1980 годов.

С распадом Союза футбол стал частным делом футболистов. Как следствие — российский футбол в 1990-е годы прозябал. Телевидение не транслировало игры, игроки разбрелись по всему свету в поисках сносной зарплаты. Крупные отраслевые предприятия, министерства и ведомства отказались содержать команды.
С середины первого десятилетия XXI века футбол переживает подъём: частный бизнес стал вкладывать большие деньги в развитие этого вида спорта. Государство тоже не стоит в стороне.

В Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации», рассчитанной на 2006-2015 годы, появилась подпрограмма по развитию футбола, общий объём финансирования которой составил 19,1 млрд рублей, из них 10,6 млрд — средства федерального бюджета.

Руководством страны поставлена задача возродить массовость занятия спортом в России. Ведь когда-то в дворовых командах подрастали и будущие звезды футбола: Лев Яшин, Эдуард Стрельцов, Игорь Нетто, Валентин Иванов…

Понимая всю мощь футбола, надо признать за ним и педагогический потенциал.
Кстати, из-за недооценки этого потенциала, я думаю, и развивается культура футбольных хулиганов. Футбольное хулиганство —
это не уникальная «болезнь» единичных стран, это мировая проблема. В то же время СМИ и футбольные команды зачастую стимулируют футбольных хулиганов.
Чем сильнее страсти — тем лучше продаются билеты и товары с логотипом любимой команды.

Ярким примером асоциального поведения является выходка зенитовских фанатов, выставивших баннер с оскорблением
памяти Льва Яшина — единственного российского игрока, удостоенного
«Золотого мяча». Клубный «патриотизм» вступает в противоречие с общероссийскими интересами, что лишает общество консолидации.

Практика показывает, что интерес к истории футбола у учащихся 7–8 классов очень велик: сначала просыпается интерес к великим игрокам прошлого, к истории первенств западных стран, а затем должен появиться интерес и к прошлому своего футбола, к истории российского спорта, к истории своей страны. Главное — не отделять советскую историю от российской, показать преемственность русского, советского и российского футбола.

Пример национальной сборной — это модель консолидации, единства, работы на общую цель.

Я бы охотно начал преподавание истории российского спорта. Введение подобного спецкурса по истории российского футбола явно будет востребовано. В школьной педагогике наступает время перемен, поиска и внедрения новых подходов, ориентированных на формирование российского патриотизма и гражданской идентичности молодёжи. Изучение истории спорта может стать таким подходом.

Футбол — это явление современной жизни общества, объединяющее и сближающее миллионы людей. Его социальную значимость трудно переоценить. Нам, конечно, нужны победы на чемпионатах и Олимпийских играх, но в большей степени нам необходимо вырастить здоровое поколение россиян. И у футбола здесь безграничные возможности.

ИСТОРИЯ СПОРТА — ИСТОРИЯ СТРАНЫ: 8 комментариев

  1. Содержание статьи раскрывает многоаспектный потенциал на обывательский взгляд и суждение о «физкультурной» теме, что горестнее всего сознавать, нередко прививаемый со школьных лет. В тоже время автор говорит только об одном виде спорта, позволяя одному читателю выстроить ретроспективу и провести анализ других спортивных направлений, другому — развить педагогическую составляющую в возможности изучения истории российского спорта, третьему — внести методические «штрихи» в свою профессиональную деятельность и так можно продолжать…
    Сегодня закрытие Олимпиады в Лондоне. Сегодня очередная черта для подведения итогов и определения этапов развития российского спорта. Сегодня предлагаемый подход, как элемент, может логично встать в программу развития общества.

    С интересом буду ждать новые материалы на эту тему.
    С уважением,
    учитель информатики,
    директор ЦДО НП «Телешкола»,
    Екатерина Латыпова

    • Элективный курс «Роль тоталитарных и демократических режимов в векторе развития мирового футбола» был признан самым популярным у гимназистов в 2008-2009 учебном году. Он связывал развитие футбола и политический режим. С 2010г. был разработан экономический подход — футбольная инфраструктура как индикатор экономической модели развития того или иного общества. Это, конечно, тесно переплетается с типом и политических режимов. Подход подходит только для тех учителей, которые очень хорошо разбираются в футболе и истории игры. Но подходит почти для всех ребят, тк сопровождается просмотром и фрагментов легендарных игр, освещением истории футбола. Особенно хорошо учащиеся реагируют на игры сборной СССР 80-х гг: матчи СССР-Венгрия 86г СССР- Италия 88г и СССР-Аргентина 88г, СССР- Бразилия 88г рождают гордость за страну, попутно еще и воспитывая патриотизм.

  2. Актуальность статьи на лицо! Сейчас миллионы людей прикованы к телеэкранам, болея за сборную нашей страны. Впереди олимпиада в Сочи. Мы часто задумываемся о поиске идеи, которая смогла бы объединить нацию, воспитать в детях патриотические чувства. Идея спортивного единения в воспитании гордости за свою страну, поддержания международного авторитета через спортивные достижения интересна и имеет свои традиции. Замечательно, когда спортсмены становятся национальными героями, кумирами, а поддерживать здоровый образ жизни становится модно. Нация, уверенная в победе своей страны, способна добиваться сверхрезультатов. Эта уверенность создаётся традициями побед, отношением государства к спорту, воспитывается годами.
    Политики давно уже превратили крупнейшие спортивные форумы в арену для пропаганды своих идей, выяснения отношений. А лозунг «Спорт вне политики» был актуален разве что для самых первых игр современности, когда Олимпиады еще не являлись сколь-либо значимым событием в мировом масштабе. Интересно было бы посмотреть содержание элективного курса. Чего стоит только изучение истории олимпийской политики для понимания международной ситуации XX века.
    На мой взгляд, элективный курс «История российского спорта» имеет далеко идущие цели, является метапредметным курсом.

  3. Все продуманно, футбол это не только спорт, политика но и религия, значит тут не только материальное, но и духовное составляющие тесно переплетены это однозначно. Как СПЕЦКУРС для воспитанию культурного спортивного духа, а также ПАТРИОТИЗМА подходит, я ЗА!

  4. Очень интересный подход предложен Юрием Васильевичем. Полностью согласна с тем, что изучение истории спорта и футбола в частности может способствовать формированию патриотизма и гражданской позиции молодого поколения. Спорт всегда консолидировал нацию…Привлечение внимания к нему будет помогать и в формировании здорового образа жизни. Действительно, реализация курса, предложенного автором статьи, будет полезна.

  5. Футбол и Россия! Патриотизм и спецкурс. История футбола и наш генофонд. Юрий Васильевич вы затронули ту струнку невидимую, которая незаслуженно проходит мимо нас и при этом наши дети многое теряют. Статья очень понравилась. Удачи!

  6. Статья интересна и постановкой проблемы использования потенциала развития истории футбола в рамках школьного курса истории, и потому, что ставит множество вопросов, которые слабо освещены в собственно исторической науке. Например, почему британский футбол стал популярен (футбол, как орудие распространения британской культуры в Британской империи, или футбол, как отражение процессов индустриализации в сталинском СССР (названия клубов до сих пор хранят эту память). На самом деле, в теме статьи скрыт большой неиспользуемый резерв развития интереса к истории у учащихся, интересующихся футболом. Хотелось бы прочитать статьи Юрия, посвященные именно методике использования этой темы на уроках.
    Заслуженный учитель РФ Белозеров Н.А.

  7. Это интересный и актуальный для детей ракурс истории. Более того, именно такой подход позволяет организовать исследовательскую деятельность детей на уроках истории и реализовать тот самый метапредмет. Интеграция истории и физкультуры — это редкость в то время как именно ОБЖ и физкультуру выбирают многие 3 предметом на экзамен.

Комментарии запрещены.