ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКОВ ИСТОРИИ РОССИИ В 8 КЛАССЕ «СКАЖИ-КА, ДЯДЯ!». СЛОВАРЬ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ»

Введение новых образовательных стандартов предполагает усиление личностно-деятельностного подхода, достижение не только предметных, но личностных и метапредметных результатов. Одним из инструментов реализации этого методологического принципа может стать разработка технологической карты урока истории. Редакция журнала предлагает ознакомиться с опытом компетентного педагога.

 

Наталья

ХЛЫСТОВА,

учитель истории

и обществознания

ГБОУ ЦО № 1619 им. М.И. Цветаевой

Москва

 

Знание — столь драгоценная вещь,
что его не зазорно добывать из любого источника.

Абуль-Фарадж

У каждого человека есть Родина. Родина для каждого из нас — это место, где он родился, где живут его родственники и друзья. Это также места, где мы проводим все свое время, учимся, работаем, отдыхаем. Одно поколение сменяет другое. В жизни людей происходят события, наиболее важные из которых остаются в истории. Одним из таких событий является Отечественная война 1812 года.

Война 1812 года… Многие люди не равнодушны к этой теме. Этому периоду посвящено огромное количество произведений в разных видах искусства — литературе, музыке, живописи, театре и других. Написано много повестей, рассказов, стихотворений. В частности стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Это стихотворение каждый читал в более раннем возрасте, но перечитав его ещё раз, можно задуматься над ним более серьезно, над его отдельными частями, фразами, даже словами. И можно выявить для себя много неизвестного и непонятного.

Работа с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова может стать областью исторического исследования на уроках истории в 8 классе. Для получения дополнительной информации учитель может организовать работу с печатными изданиями, проводить поиск данных и иллюстративного материала на сайтах Интернета, посещать музеи.

Итогом работы станет папка статей, которые ученики сделают на уроках. Листы могут стать оформлением кабинета истории, школы. С устными рассказами об истории Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения восьмиклассники могут прийти в классы начальной школы.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, который активно используется в школах сегодня.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Структура технологической карты:

  • название темы (часы, отведенные на ее изучение;
  • межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
  • этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Роль и место технологической карты в работе учителя:

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Задача технологической карты, как известно, — отразить так называемый «деятельностный подход» в обучении. На каждом этапе урока учитель отслеживает свою деятельность и ожидаемые действия учеников. Технологическая карта урока — это способ графического проектирования урока.

Этап подготовки учителя и класса к урокам.

На уроке учащиеся будут работать с различными источниками. Их следует иметь в классе в достаточном количестве.

Оборудование урока

Характеристика этапов урока

Урок 1. «Словарь Бородинского сражения»

Характеристика этапов урока

Урок 2. «Словарь Бородинского сражения». Иллюстрации

Пример страницы из проекта «Словарь Бородинского сражения»

Во внеурочное время возможно продолжение работы.


[links&resources]

Литература в помощь ученику:

1. «Герои Отечественной войны 1812 года». Набор открыток. Художник Ю. Иванов.
2. Алла Бегунова. Сабли остры, кони быстры… — М: Молодая гвардия. 1992.
3. Анатолий Митяев. Книга будущих командиров. — М: Молодая гвардия. 1985.
4. История России. — М: Аванта+, том 5.
5. Русская армия 1812 года. Наборы открыток. Олег Пархаев, Андрей Смирнов.
6. Смирнов А.А. Бородино. Что скрывается за лермонтовcкой строкой. Комментарий историка. — М., 2006.

Ресурсы Интернета:

1. http://www.1812panorama.ru/
2. http://www.borodino.ru/
3. http://www.museum.ru/museum/1812/prj1812.html
4. http://www.napoleonicwars.ru/
5. http://www.philosofiya.ru/borodino.html
6. http://www.topwar.ru/1331-den-voinskoj-slavy-rossii-den-borodinskogo-srazheniya-1812-god.html
7. http://www.warstar.info/borodino_pruntsov/borodino.htm

Использованы материалы для учителя:

1. http://prosv.ru/umk/nachalnaya-shkola
2. http://festival.1september.ru
3. http://www.museum.ru/1812/library/poetry/index.html
4. http://feb-web.ru/feb/irl/il0/il5/il523152.htm

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКОВ ИСТОРИИ РОССИИ В 8 КЛАССЕ «СКАЖИ-КА, ДЯДЯ!». СЛОВАРЬ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ»: 3 комментария

  1. Добрый день,Наталья и уважаемые коллеги!
    Хочу уточнить свою мысль о ресурсах этой и любой другой темы… Веду речь не о расширении информационных и визуальных источников, охватить все невозможно и не нужно — пример,учебники истории — «телефонные справочники»…
    Каждое из перечисленных Вами произведений — самостоятельный космос чувств, настроений и идей их авторов, современников и потомков, которые с ними знакомятся… Но, к сожалению, в современных рекомендациях очень редко уходят вглубь источников, в подтексты и интерпретации…
    А ваши новые объекты — возможность создавать на уроках «диалоги» художников-баталистов разных поколений, конечно, с участием самих школьников.
    Вам — новых творческих успехов!

  2. Спасибо, Ольга Юрьевна. Прошло время с момента работы над этой технологической картой, сейчас я понимаю, что в ресурсах совершенствования этой темы
    — живописные полотна русских художников 19 века,
    — работы современных художников — баталистов (Аверьянова, Машкова и Чегодаева.

    Определение личной позиции учащегося — это то, что сегодня должно быть на каждом занятии

  3. Столь яркая и детализированная разработка урока не может остаться незамеченной…Привлекательны идея автора «влить новое вино» в хорошо известную тему, ее намерение войти в образовательное пространство ФГОС ОО, мужество вынести свой опыт на всеобщее обозрение…
    Думаю и надеюсь, что последователи у Натальи Хлыстовой найдутся и в развитии темы и в апробации новых методических подходов.
    От себя добавлю, что главное дело в не в названии того, что делает учитель: технологическая карта \ сценарий урока \ конспект и пр. Главное — в устремленности нашего труда на духовно-нравственное развитие личности школьника всеми возможными средствами нашей истории и культуры.
    В ресурсах совершенствования этой темы — 1) личность автора стихотворения и его отношение к Бородино и войне 1812; 2) место в рабочих листах для личных суждений учащихся, которые и будут квинтэссенцией личностных результатов данного занятия.
    С уважением. Ольга Юрьевна Стрелова

Комментарии запрещены.